Светлана Павлова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы:
- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ?
Д: ГЛ, СОГЛ
ДАЕМ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЛАСНЫМ ЗВУКАМ. Ниточкане рвется
(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).
- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?
(А, О, У, И).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
(Красным).
ДАЕМ ХАРАКТЕРИСТИКУ согласным ЗВУКАМ.
(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы, они произносятся быстро, отрывисто)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [С] и буква „С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? (М, Т, К, Х).
- Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?
(Синим).
-Молодцы!
Основная часть.
Артикул. Гимнастика ….
Ребята я вам предлагаю повторить за мной
СА – СА – СА
СО – СО – СО
СИ – СИ – СИ
УСЬ – УСЬ – УСЬ
В: Ребята какой звук чаще встречался в этих слогах?
Дети: С
В: Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком - буквой «С». – выставляю. На что похожа буква С (КРЮЧОК, ПОДКОВУ, ЛУНУ, НАКУСОК СУШКИ, БАРАНКИ)
Фонематическая зарядка.
- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так
[с – с – с] произносить отрывисто
- Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).
Артикуляция звука.
- Обратите внимание, что, когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.
(Холодная струя воздуха).
Характеристика звука [с].
- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы., произносим быстро, отрывисто.
- Каким цветом мы будем обозначать звук [с]? (Синим).
В: предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Поймай звук «С».
Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:
а, у, с, з, и, с, о, м, с;
за, та, су, ми, со, ма, са;
нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …
Физминутка.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель начинает слово, дети договаривают:
но. .(с); абрико. .(с); подно. .(с);
ква. .(с); анана. .(с);
ле. .(с); автобу. .(с);
Игра «Найди место звука в слове».
Звук [с] стоит в начале слова:
(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).
Звук [с] стоит в середине слова:
(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).
Звук [с] стоит в конце слова:
(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).
Воспитатель: А сейчас для того чтобы лучше запомнить букву С мы ее пропишем (раздаю листы с буквой)
Итог занятия
- Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями.
С каким звуком – буквы мы сегодня познакомились?
Со звуками [с]
Дайте характеристику этому звуку?
Согл, и обозначается синим цветом.
-Молодцы!