Татьяна Сорокина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [п] и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
I Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. А кто они такие отгадайте сами.
Этот мишка бело – черный
Он доверчивый, незлобный
Очень редко встретишь, правда,
Мишку по прозванью …. (Панда)
- Сегодня у нас в гостях панда ПОЛЯ, но она пришла не одна.
Загадка: Ярко – красный гребешок
Гордо носит …. (Петушок)
Воспитатель: Панда ПОЛЯ и петушок Петя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
II. Повторение изученного материала:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [п] и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новым звуком и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? (Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)
Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
Дети: А, О, У, И, М.
Воспитатель: Они какие?
Дети: А, О, У, И– гласные, М –согласный.
Воспитатель: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)
2. Сообщение темы
- Панда ПОЛЯ пришла со своим лучшим другом петушком по имени ПЕТЯ.
— Какой первый звук в имени ПОЛЯ? (Звук П).
- Какой первый звук в имени ПЕТЯ? (Пь).
- Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.
П! – Мы губы сложим вместе
П! – Мы выдохнем порезче!
П – П – П – пыхтим мы глухо
Нет голоса у звука.
Уточнение артикуляции звука.
Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [П] (хором, индивидуально).
А теперь звук [П’] (хором, индивидуально)
Воспитатель: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Воспитатель: А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает? (Губы.)
Характеристика звуков.
Воспитатель: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)
Воспитатель: Значит, звуки [П] и [П’] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлышку, и произнесём звуки [П] и [П’]. Горлышко дребезжит? (Нет…
Значит звуки [П] и [П’] какие? (Глухие.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите наши гости пришли к нам не с пустыми руками, они нам что – то принесли, посмотрим? Достает конверт и открывает его. Достает листок с загадками.
Наши гости подготовили для нас загадки, а мы сейчас попробуем их отгадать:
Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит, А как проснется —
Ярким пламенем зажжется. (Лампа)
Грызть дрова – простое дело!
Я опилочек поела.
Сок древесный попила!
Кто такая я? (Пила)
Лежит мужик
В золотом кафтане,
Подпоясан, да не поясом,
Сам встать не может -
Люди поднимают. (Сноп)
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (ЛАМПА, ПИЛА, СНОП). А теперь попробуем определить в какой части слова находится согласный звук П.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие звуки. В слове ЛАМПА звук П твердый или мягкий? (твердый, а в слове ПИЛА? (мягкий, в слове СНОП (твердый).
Воспитатель: А теперь поработаем с вами в тетрадях. Мы с вами проговорили о том, где находится звук П, в начале, в середине или в конце слова, а также определили какой он, твёрдый или мягкий. А теперь давайте обозначим его в тетради.
Знакомство с буквами П п.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках П и Пь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Влез на букву озорник :
Он решил, что П - турник.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
Воспитатель: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Сейчас я вам покажу, как правильно нужно писать эту букву. А теперь давайте возьмём простой карандаш и обведем букву П по точкам.
Физкультминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Игры на развитие фонематического слуха
Воспитатель: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.
платье, паук, пирог, пингвин, черепаха, капуста, перец, петух.
Воспитатель: Дорисуй фигуры, показать как правильно.
Воспитатель: Работа с картинкой, найти элементы где нарисована буква П и обвести её по точкам.
Итог занятия : Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками и буквой мы познакомились сегодня? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?
Молодцы!