Татьяна Морозова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Д]-[Д’]. Буква «Д». Чтение слогов, слов. Составление предложений»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить детей с согласной буквой «Д» и ее печатным написанием и звуком «Д-Дь». Учить читать слоги и слова. Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать определять место звука в слове. Развивать у детей звуково-буквенный анализ. Воспитывать интерес к чтению.
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 22) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв; карточки со словом ДЯТЕЛ, цветные карандаши.
Методы и приемы: Вопросы к детям, рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, худ. слово, хоровое и индивидуальное произнесение звука, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, слов, индивидуальная помощь, итог.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Татьяна Викторовна!
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала давайте вспомним, что такое звук?
- Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
- Назовите согласные звуки. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
- Назовите гласные звуки. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
Игра «Загадки и отгадки». Характеристика звука.
– Сядет тот, у кого имя начинается гласного звука.
– У кого имя начинается с мягкого согласного звука.
– У кого имя начинается с твёрдого согласного звука.
- Пришла ещё одна буква Д, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Д и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе Д. Хоровое и индивидуальное произнесение звука Д.
– Когда мы произносим звук Д, кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами.
– Гласный или согласный звук Д?
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.
Показать детям букву «Д» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Буква «Д» нам всем знакома
- Ведь она как крыша дома.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Д среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Д). Дети пишут букву Д указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «Д» гласная или согласная?
- Правильно согласная, каким цветом ее домик?
Чтение слогов в слоговых домиках
- Ребята, гласные звуки хотят подружиться с согласной Д прочитайте слоги в слоговом домике.
– Одинаково ли произносится звук Д в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук Д, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ДЬ).
- Как обозначаются на схеме мягкий согласный звук? (Зеленым квадратом).
- Как обозначаются на схеме твердые согласные? (Синим квадратом.)
Игра «Сигнальщики»
Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Если вы услышите звук Д – поднимите синий сигнал, если звук Дь – поднимите зеленый.
А) Д Г Дь Гь Г Дь;
Б) ду де ды мди дю дя;
В) дом одежда дама удочка дятел.
Выставляю лист 22.
- Прочитайте слова «дом», «друг», «дог», «длина», «дым», «крокодил», (одновременно педагог ведет указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов).
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка (садятся за столы)
Работа в тетради Работа над звукобуквенным анализом слов.
– Приготовьте фишки для звукового анализа слова
- Выполним звуковой анализ слова дятел.
Дети работают за столами с раздаточным материалом фишками красного, зеленого и синего цвета
Один ребенка работает у доски.
Ребенок выкладывает слово схематично и дает характеристику звуков.
Записываем предложение.
- Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов.
На доску вывешивается карточка «Котенок лакает молоко»
- Прочитай и запиши предложение знаками.
– А кто сможет нарисовать схему на доске?
– Сколько прямоугольников нарисовал (а? (Три прямоугольника, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше). Почему? (В предложении три слова).
– Назови 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.
– Посмотрите на доске и проверьте, у вас также?
- Скажите, что означает каждая полоска на схеме?
- Как пишем первое слово в предложении?
- Что ставим мы в конце предложения?
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Что мы знаем про предложение?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Д, ДЬ).