Наталья Хомич
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5–6 лет) «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5–6 лет)
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Деятельность детей: игровая, речевая, коммуникативная, двигательная
Цель: дать понятие о гласных звуках
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5–6 лет) „Гласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Программные содержание : дать понятие о гласных звуках, продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Демонстрационный материал: картинки-схемы слов МАК, ДОМ, ДЫМ, ЛУК, ЛЕС, КИТ, указка, 6 красных фишек, мелкие игрушки или фишки.
Планируемые результаты: дети имеют представление о гласных звуках
Ход занятия
I.Вводная часть. Игра «Назови пару». Проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ –мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки : [с], [т], [в], [б], [л], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю
II Основная часть.
1. Звуковой анализ слов. На доске вывешивается шесть картин-схем. Воспитатель говорит, что все названия нарисованных предметов дети разбирали. В каждом слове они находили по одному звуку, который можно было громко прокричать, долго потянуть, пропеть, сказать тихо-тихо, шепотом. А главное, при произнесении этих звуков во рту ничего не мешало – ни губы, ни зубы, ни язык. Предлагает вспомнить какой звук можно крикнуть, спеть …в слове МАК. Читает слово МАК по схеме с указкой, интонационно выделяя звук [а] и задерживая указку под второй клеточкой. Дети называют звук [а]. по предложению воспитателя долго тянут его, напевают, убеждаются, что во рту ничего не мешает, воздух идет свободно, звук произносится полным голосом. Затем ребятам предлагается проверить, как произносятся звуки [м], [к]. (Когда говорим звук [м] мешают губы, а произносим звук [к], мешает язычок).
Воспитатель сообщает, что звуки, которые можно пропеть, громко прокричать, сказать тихо и произнесению которых во рту ничего не мешает, называются гласными. Эти звуки обозначаются красными фишками.
Вызванный ребенок обозначает звук [а] в слове МАК красной фишкой. Воспитатель предлагает найти в слове ДОМ звук, который можно громко прокричать, сказать тихо, пропеть, который мы произносим полным голосом. Дети называют звук [о]. Воспитатель спрашивает:»Как называется звук, который мы говорим полным голосом, которому во рту ничего не мешает?» - «Гласный». – «Какой фишкой его обозначим?» - «Красной». Вызванный ребенок обозначает звук [о] в слове ДОМ красной фишкой. Таким же образом разбираются слова: ДЫМ, ЛУК, ЛЕС, КИТ.
Дети глядя на картины-схемы, перечисляют гласные звуки : [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Их шесть. Все они обозначаются красными фишками.
Воспитатель предлагает загадки : «В каком слове есть гласный звук [0]?». - «Дом». «В каком слове есть гласный звук [э], [у], [ы], [а]?» (Лес, лук, кит, мак).
2. Физминутка «Считалочка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти!
3. Игра «Мамина сумка». Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только те, в которых есть звук [м]. Дети называют слова: молоко, мороженое, макароны, манка, маргарин. Потом воспитатель предлагает назвать продукты, название которых содержит звук [м ] : сметана, помидоры, вермишель, мясо, мёд, пельмени. За каждое правильное слово дается фишка. В конце игры определяется победитель.
III.Заключительная часть. Итог. В какие игры сегодня играли? Что было интересного?Вы сегодня все молодцы!