Любовь Панкова
Конспект занятия по обучению грамоте «В поисках «чудесного» чемоданчика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Средства и оборудование: видеописьмо (изображение Буратино с голосовым
сопровождением); чемоданчик; 4 ключика и 4 коробочки для них; карта игрового
маршрута; указатель для каждого испытания: картинка А4 и пластмассовая подставка
для картинки (на картинке изображение героя и цифра соответствующая порядковому
номеру испытания); 3 мольберта; таблица большого формата «Звуки речи – буквы» (без
символов); символы к таблице (рот, ухо, глаз, книга, рука пишет); 3 стола для детей;
пластмассовая корзина прямоугольной формы, в корзине хаотично натянута верёвочка;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В поисках „чудесного“ чемоданчика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
пластмассовые одноразовые пинцеты; небольшие бумажные свёртки 8 шт. (внутри
каждого напечатана буква); магнитные буквы А, О, У, И, М, П, Т, К; магнитные
предметные картинки (акула, огурец, улитка, индюк, малина, пальма, телефон, кит);
магнитные планшеты (2шт.); напольная ширма; карандаши, фломастеры, восковые
мелки; листы бумаги (формат А4) с изображениями букв, у которых отсутствуют
некоторые элементы.
Цель:
закрепление знаний детей об изученных ранее буквах.
Задачи:
- Закреплять знания детей об отличительных особенностях звуков речи и букв;
- Закреплять умения детей заполнять таблицу символами, опираясь на знания о звуках
речи и буквах;
- Закреплять умения детей находить заданную букву среди множества;
- Закреплять умения детей выделять в названии объекта первый звук и сопоставлять
изображение объекта с соответствующей буквой;
- Закреплять умения детей узнавать знакомые буквы по описанию – загадке;
- Закрепление образов букв (А, О, У, И, М, П, Т, К, элементов, входящих в них;
- Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику.
Ход деятельности:
Этапы
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационный
этап
Начинает игру в группе. Обращается к
детям:
- Ребята, сегодня мы получили необычное
письмо. Это видеописьмо. Чтобы его
посмотреть, нужно спуститься в
музыкальный зал. Вы готовы?
Игра продолжается в музыкальном зале.
- Кто же прислал это письмо? Отгадайте
мою загадку и узнаете.
Этот мальчик очень странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой,
Искал он ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто он, дети? (Буратино)
- Молодцы! А сейчас внимание на экран!
Видеописьмо от Буратино!
На экране изображение Буратино с
голосовым сопровождением:
«Привет, ребята! Коварный Карабас Барабас
похитил мою азбуку! Нужно её найти. Ведь я
собираюсь учиться в школе. Помогите мне!
Пожалуйста!»
- Ребята, вы готовы помочь Буратино?
- Я тоже готова и отправлюсь на поиски
вместе с вами!
Слушают педагога.
Отгадывают загадку.
Слушают Буратино.
Содержательный
(деятельностный)
этап
Подводит детей к карте игрового
маршрута. На карте в определённой
последовательности расположены
изображения героев с цифрами,
цифра обозначает порядковый номер
этапа - задания. 1. Кот Базилио. 2.
Лиса Алиса
3. Карабас Барабас. 4. Дуремар.
- Сейчас я расскажу вам что произошло.
Карабас Барабас похитил
Азбуку и закрыл её в «чудесном»
чемоданчике. Показывает фотографию
чемоданчика.
Чемоданчик открыть невозможно,
потому что злодей уничтожил ключик,
который его открывает.
- Но я узнала, что есть 4
запасных ключа. Если мы их
добудем, только тогда «чудесный»
чемоданчик найдётся и откроется нам.
Мы вернём Азбуку и найдём
в чемоданчике …. сюрприз! Ведь это не
простой чемоданчик, а чудесный!
- Но, чтобы добыть запасные ключи,
нужно пройти испытания, которые
придумал Карабас Барабас и
его помощники: Лиса Алиса, Кот
Базилио и Дуремар. А с чего нам начать
и куда двигаться потом, нам подскажет
эта карта. Посмотрите на карту. Кто
приготовил первое испытание?
- Ну что, пора отправляться на поиски.
Повторяйте за мной:
Мы поможем Буратино!
Испытания пройдём,
Азбуку его найдём!
Испытание № 1: д/и «Заполни
таблицу».
Оборудование, средства: мольберт, на
котором расположена таблица большого
формата «Звуки речи – Буквы». В
таблице не
хватает символов (глаз, книга, ухо, рот,
рука пишет). Символы находятся
отдельно.
Совместно с детьми определяет по
указателю место первого испытания.
- Кот Базилио испортил таблицу. И
теперь в ней чего-то не хватает.
Обратите внимание, это таблица о звуках
речи и буквах. Вспомните, что вы знаете о
них, в чем отличия звуков речи и букв.
Чтобы добыть ключ, нужно заполнить
таблицу символами.
- Молодцы! Вы прошли первое
испытание. И добыли первый
Слушают педагога.
Рассматривают карту
игрового
маршрута.
Отвечают.
Показывают «длинный
нос».
Шагают на месте.
Приставляют ладонь
ко лбу.
Определяют по
указателю место
испытания.
Подходят к мольберту.
Слушают задание.
Заполняют таблицу
символами. Читают
таблицу:
«Звуки мы произносим
и слышим. А буквы мы
видим, читаем и
пишем».
ключ! Достаёт из коробочки ключик.
- Теперь можно переходить к
следующему испытанию. А чтобы всё у
нас получилось, повторяйте за мной:
Мы поможем Буратино!
Испытания пройдём,
Азбуку его найдём!
Подводит детей к карте игрового
маршрута:
Карта подскажет куда нам двигаться
дальше.
Вы узнали, кто
приготовил следующее испытание?
Испытание №2 «Лазерные лучи».
Оборудование, средства: стол,
пластмассовая
корзина прямоугольной формы, в
корзине хаотично натянута верёвочка;
пластмассовые одноразовые пинцеты; на дне
корзины небольшие бумажные свёртки;
магнитные буквы и
магнитные предметные картинки на
магнитных планшетах (2 шт.); мольберт.
- Лиса Алиса придумала непростое
испытание. В этой корзине проходят
лазерные лучи. Чтобы пройти испытание и
добыть ключик нужно
с помощью пинцета
достать из корзины свёрток,
стараясь не задеть лазерные лучи. Потом
развернуть
его и назвать букву внутри. Далее
нужно найти такую же букву среди
множества на планшете и
подобрать к букве
картинку, название
которой начинается с этой буквы.
- Молодцы, ребята! Было непросто, но вы
прошли второе испытание и добыли
второй ключ! Достаёт из коробочки ключик.
Подводит детей к карте игрового
маршрута.
Обращает внимание детей на изображение
«Дети танцуют» :
Слушают педагога.
Показывают «длинный
нос».
Шагают на месте.
Приставляют руку ко
лбу.
Рассматривают карту
игрового маршрута.
Определяют по
указателю место
второго испытания.
Дети садятся к столу.
Слушают задание.
Ребёнок с помощью
пинцета достаёт из
корзины свёрток,
стараясь не задеть
«лазерные лучи».
Разворачивает и
называет букву
внутри. Находит
соответствующую
букву среди
множества на
планшете и подбирает
к букве картинку.
- Как вы думаете, что обозначает
следующий этап у нас на пути?
- Вы уже добыли 2 ключа, пора
немного отдохнуть.
- Есть у меня музыкальная игра для вас,
поиграем мы сейчас.
Музыкальная игра «Буратино – длинный
нос».
Подводит детей к карте игрового
маршрута.
- Третье испытание приготовил для нас
самый коварный злодей. Кто же это?
Испытание № 3: д/и с движущимися
объектами в среде «PowerPoint «Угадай
букву».
Описание игры: на фоне неба летят
воздушные шары с буквами. Педагог
загадывает загадку о букве. Если ребёнок
отгадывает правильно, шарик с буквой
лопается.
- Подходите к экрану. Это необычное
испытание. А сейчас, мои ребятки, я загадаю
вам
загадки, которые придумал Карабас Барабас.
- Карабас Барабас поместил отгадки на
воздушных шариках. Если правильно
отгадаете загадку, воздушный шарик с
отгадкой лопнет.
Чтобы добыть третий ключ, нужно отгадать
все загадки.
- Молодцы! Вы добыли третий ключ!
Достаёт ключик из коробочки.
- Нужно двигаться дальше.
Подводит детей к карте:
- Послушайте, кто приготовил следующее
испытание.
Он пиявок добывал, всем леченье предлагал.
Сам был болен он и стар,
Друг Карабаса – Дуремар.
Испытание №4 «Сломанные буквы».
Оборудование, средства: 2 стола и стулья по
количеству детей; лист бумаги
(формат А4, на котором изображены
«сломанные» буквы: буквы, у
которых отсутствуют некоторые элементы;
карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Рассматривают карту,
рассуждают.
Выполняют
соответствующие
тексту песенки
движения.
Рассматривают карту,
отвечают.
Отвечают.
Определяют по
указателю место
третьего испытания.
Подходят к экрану.
Слушают задание.
Отгадывают загадки о
буквах.
Рассматривают карту.
Слушают
стихотворение.
Определяют по
указателю место
четвёртого испытания.
- Вредный Дуремар сломал буквы.
Забрал себе от каждой буквы по одному
элементу. Чтобы пройти это испытание и
добыть ключик, нужно сломанные буквы
отремонтировать.
Как вы думаете, можно эти буквы
отремонтировать? Что нужно для этого
сделать?
- Молодцы! С этим испытанием вы
справились на
«отлично»! Теперь у вас есть четвёртый
ключ. Достаёт ключ из коробочки.
Слушают задание.
Высказывают
предположения.
Дорисовывают
недостающие
элементы.
Рефлексивный
этап
Подводит детей к карте игрового
маршрута:
- Ребята, сколько вы добыли ключей?
- Что это значит?
- Это значит наш путь подошел к концу. Мы
приблизились к нашей цели.
Что мы искали?
Зачем мы искали «чудесный» чемоданчик?
Какие испытания вы проходили?
Какое понравилось больше всего?
Какое испытание было самым трудным?
- Подумайте, где лежит чемоданчик?
Открывает чемоданчик, достаё т Азбуку:
- Вот она «Азбука Буратино»! Вы её
вернули! Вы сегодня старались? Вы сегодня
«молодцы»?
- Я говорила, что чемоданчик не простой, а
«чудесный». И внутри для вас сюрприз!
Отвечают.
Подходят к ширме.
Достают чемоданчик.
Достают из
чемоданчика
«сюрприз»