Татьяна Филатова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [д]-[д’]. Буква д»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – образовательные:
• познакомить с буквой Д, с артикуляцией звуков [д], [д’];
• совершенствовать умения в определении места звука в слове;
• совершенствовать навыки образовывать однокоренные слова
• совершенствование навыка печатания букв
• формирование навыка чтения слогов и слов с буквой Д
Коррекционно -развивающие:
• развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику, графомоторных навыков;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звуки [д]-[д’], Буква д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
• развивать координацию речи с движением.
• упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
Коррекционно – воспитательные:
• воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Образовательные области: речевое, познавательное, физическое развитие, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное
Оборудование: игрушка обезьяны, картинка дятла, предметные картинки, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, зеркала, тетради, ручки, простые карандаши
Ход НОД
1. Организационный момент
Логопед : К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
В мире сказочном, чудесном
Там, где темный синий лес
Маленькие человечки
Прячут изумрудов блеск.
Тихо-тихо по тропинке
Дружно колпачки идут
И в корзинках, и в мешочках
Клад домой они несут.
Тихо-тихо по дорожке
Чьи-то маленькие ножки
Топают в свои закромы
Кто такие? Это …
2. Основная часть
Логопед : Правильно, гномы. Сегодня к нам пришли два веселых гнома. Посмотрите, какие они? (ответы детей). Одного гнома зовут Данил, а другого - Дима. Какой первый звук слышится в их именах? [д] и [дь]. Гномы узнали, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у них самый любимый. Давайте расскажем нашим гостям про эти звуки?
3. Характеристика звука
Логопед : Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В имени нашего гостья он твердый – Данил [д], Какими цветам обозначаим твердый согласный? Еще раз дадим характеристику звука [д] : согласный, звонкий, твердым. Молодцы!
Логопед : Скажите, а какой первый звук в имени Дима? (дь). Давайте скажем характеристику мягкого звука Дь (звук Дь – согласный, звонкий, мягкий, обозначать его будем зеленым цветом)
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед : Гномы очень любят играть и приготовили для вас игру, которая называется «Замени звук».
(дети должны заменить первый звук в слове на звук Д)
СОМ – ДОМ
ВОЖДЬ –ДОЖДЬ
КОЧКА – ДОЧКА
ПОРОГИ – ДОРОГИ
ПУШКА – ДУШКА
ПОХОД – ДОХОД
ТУШ – ДУШ
ПАЧКА – ДАЧКА
ВОЛК – ДОЛГ
ПУХ – ДУХ
РАМА - ДАМА
ПАР – ДАР
СОН – ДОН
НОЧЬ - ДОЧЬ
ЛАВКА - ДАВКА
Логопед : Молодцы
А еще Дима и Данил хотят научить вас играть в игру «Сигнальщики». Они принесли вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки и слушайте внимательно:
да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
А теперь в словах: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
5. Физминутка
Логопед : Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Гномам очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Гномами.
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
6. Развитие навыков звукового анализа слов
Логопед : Проходите и садитесь за столы. Наши гости очень любознательны и любят рассматривать картинки. Они принесли их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Дима и Данил просят вас помочь определить место звуков в словах. Я показываю картинку, вы называете, что на ней изображено и определяете место звука в слове при помощи фишек (дерево, дождь, 9, индюк, диван, борода, леопарды, желудь, медаль, дельфин).
7. Совершенствование навыка чтения слогов
Логопед : Умницы. Гномы пришли не с пустыми руками, у них для вас есть фонарики. Они необычные, на каждом из них написаны слоги. Помогите гномам, прочитайте эти слоги.
8. Формирование графомоторных навыков
Логопед : Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Наши гномы не умеют писать, давайте мы им покажем как печатается буква Д. (работа в тетрадях)
9. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов
Логопед : У гномов есть музыкальный инструмент, а какой вы узнаете отгадав шифровку (дети читают на нотном стане слово ДУДОЧКА)
Правильно, молодцы!
Давайте сделаем звуковой анализ слова (дети выполняют задание)
10. Итог занятия
Логопед : Гномам очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь они все знает про звуки [д] и [дь]. Но им пора возвращаться домой. Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности?