Теплякова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [и] и буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Петушок» с. Палимовка
Бузулукского района Оренбургской области
Конспект
занятия по обучению к грамоте
в подготовительной к школе группы №1 (6-7) лет
Тема: «Звук И, и буква И»
Выполнила: воспитатель
I квалификационной категории
Теплякова Марина Викторовна
Организованная информация
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [и] и буква“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Виды деятельности детей Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методическая информация
1. Тема «Звук [И]. Буква «И»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесный метод : загадывание загадки, ответы на вопросы «Слова со звуком И».
Практический метод: штриховка буквы И
Игровой метод:
3. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
4. Возрастная группа Подготовительная группа к школе (6-7лет)
5. Цель закрепление понятия «гласный звук»;
познакомить детей со звуком [и] и буквой (И);
закрепить умение определять заданный звук в разных позициях;
закрепить знания об известных детям звуках и буквах;
6. Задачи Задачи:
–формирование умения находить новый звук среди других;
– развивать четкое произношение звука [и];
– воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
7. Планируемый результат Ребё нок:
– имеет представление о звуке и букве (И)
– умеет работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников, способен к аргументированным суждениям, высказывает свою точку зрения;
8. Организация среды для проведения занятия по обучения грамоте Для воспитателя : кукла, мешочек, буква (И) большая и маленькая, картинка домик, картинки с изображением изюм, иголка, индюк, ириска, коньки, санки; карточки с надписью иа, ауи, иуа, уиа; полоски, разделенные на три части, красные кружочки
Для детей: счетные палочки, зеркала, кружочки красные, полоски, разделенные на три части, листочки со штриховкой, мячи.
9. Подготовка к обучению грамоте в режимные моменты – повторение изученных звуков и букв;
– загадывание загадок;
– чтение стихотворения;
– разучивание скороговорок
1. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети играют в группе самостоятельно. (За дверью слышен звук колокольчика).
Воспитатель: Ребята, слышите какой-то звук? Что это может быть? (спрашивает мнение детей). Это, наверное, к нам спешит кто-то в гости! Вы любите гостей? Помогите мне навести порядок в группе к приходу гостя. Ребята, давайте с вами встанем в круг, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. И у всех у нас с вами будет хорошее настроение. И подарим хорошее настроение нашему гостю. А к нам в гости пришёл Пишичитай. Но он пришел не просто так, а посмотреть, как вы учите звуки и их быстро запоминаете, чтобы потом научиться правильно читать и писать. И он принес с собой конверт. Давайте посмотрим, что в нём. Здесь что-то написано, прочитаем?
Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, мы их точно знать должны
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
Воспитатель: Ребята, о чем говориться в стихотворении?
Дети: О звуках. 3 мин
1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: Ребята, сегодня Пишичитай пришёл не один, а с куклой. Давайте поздороваемся и спросим, как ее зовут? Как тебя зовут? (Ира)
Ребята, а в слове «кукла» какие звуки вам уже знакомы? (а, у)
Воспитатель: Кукла Ира, что-то хочет мне сказать. Она предлагает вам поиграть. Но для этого мы должны присесть за столы. Ребята садимся за столы. Игра называется «Повторяй-ка»
2 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Кто запомнил, как зовут куклу? (Ира). Какой звук вы услышали первым в её имени. (И). Правильно, звук [и]. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? (Дети произносят звук [и]. Конечно можно.
Губы растянуть в улыбке, воздух свободно выходит изо рта.
Этот звук всегда поется
Этот звук, как песня, льется
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути.
А себе мы скажем: «Мы будем заниматься,
Не будем отвлекаться»
Давайте попробуем ещё раз [и-и-и]. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). А теперь покажите каким кружочком мы будем обозначать звук [и]. Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.
Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком [и] и узнаем букву И.
5 мин
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Воспитатель: Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки, а, у). Вы помните, какие это звуки? (Гласные.) Почему они называются гласными звуками? (Потому что их можно пропеть голосом).
Послушайте загадки:
1 Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка
И машинка, и зверюшки
Называются. (игрушки)
2 Маленького роста я
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу
За собою нить тащу. (иголка)
Воспитатель: С какого звука начинаются слова. Эти слова начинаются со звука [и]
Ира предлагает с вами поиграть в игру:
Игра «Поймай звук И»
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем ловить звук [и]ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.
И-а-и-у-аи-о-у-и-аи-о-ы…
Слоги: ик–ом–ат–ки–иш
Слова: ива–яблоко–индюк–каша–мышь–иголка–игра.
Воспитатель: Молодцы!
Мы сегодня с вами познакомились со звуком [и]. И этот звук мы обозначаем буквой И
(воспитатель на доску вывешивает букву (И)
Выставляется домик для гласных звуков, и буква И.
Педагог знакомит детей с буквой.
Воспитатель: Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
- А какая буква? (И)Запомните ребята, что звуки мы произносим, а букву пишем. Каждый сейчас попробует в воздухе прописать букву (и)
Пишем в воздухе букву (И) большую и маленькую.
Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).
Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.
6. Предлагаю вам выложить букву (И) из трех счетных палочек. (Дети выполняют самостоятельно)
–А теперь все немного отдохнем, а вместе с нами Пишичитай и Кукла Ира
7. Физкультминутка: Гномы и грибы.
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Молодцы! Ну, вот и отдохнули! И Пишичитай хочет проверить, как вы умеете придумывать слова.
Игра называется «Отгадай слово»
(Использую карточку, разделенную на 3 части, ставлю букву (И) сначала в начале, потом в середине и в конце карточки и предлагает детям назвать слова, чтобы буква (и) стояла в начале, в середине и в конце). А теперь нужно отгадать какое слово спряталось. Я буду произносить часть слова без звука [и]. Вы дополните его звуком [и] и скажите все слово _ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.
Затем буква (И) передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.
10 мин
2.2 Самостоятельная деятельность детей 9. Игра «Один-много» парами
-Ребята, предлагаю встать парами и поиграть в игру «Один-много». Каждая пара придумывает слово и называет его, первый ребенок называет его, когда он один, а второй ребенок, когда его много.
Например, мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки? (В конце слов.)
10. Перед вами лежат листы.
Что на них нарисовано? (буква (и)
-Заштрихуйте букву. Сядьте прямо.
Кто закончил, положите карандаш перед собой.
Рефлексия: С каким новым звуком мы сегодня познакомились? [и]
– С какой буквой? (и)
– Чем отличается звук от буквы? (звук мы произносим, а букву пишем.)
На столах у вас лежат смайлики, если вам все понравилось и всё получилось, то весёлый смайлик, а если вам было трудно и не понятно,то грустный смайлик.
-Что вам больше всего понравилось?
-Что оказалось легче, а что сложнее?
-Молодцы, ребята. Вы отлично со всем справились.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
5
мин
3. Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Молодцы ребята, Пишичитай говорит, что вы молодцы справились о всеми заданиями. И вы скоро научитесь читать и писать. Им пора возвращаться в сказочную страну букв и звуков. Кукле Ире тоже понравилось, как вы играли в игры и выполняли задания.
3 мин