Надежда Бербасова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно- образовательные
1. Знакомить детей со звуком и буквой Ш.
2. Совершенствовать у детей навык звукового анализа и синтеза.
Коррекционно- развивающие
1. Развивать у детей фонематическое восприятие.
2. Развивать у детей зрительное восприятие.
Коррекционно- воспитательные
1. Воспитывать у детей умение самостоятельного выполнения заданий.
Оборудование: Пеналы по количеству детей, карточки для характеристики звука, предметные картинки (сапоги, валенки, туфли, кассы букв.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Пропедевтическая работа: Различение и называние времен года, разучивание слов физкультминутки, рассматривание предметных картинок по лексической теме, работа с кассой букв.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята, назовите время года, которое за нашим окном (дети называют). С наступлением зимы все животные, птицы и даже мы с вами приспосабливаемся к ее холодам и морозам.
- Что защищает от морозов животных? (ответы детей) - Верно, густая шерсть. – Что необходимо иметь человеку, чтобы не замерзнуть? (ответы детей) – Верно, человека от переохлаждения защищает одежда и обувь.
2. Разгадывание загадок об обуви.
- Давайте попробуем разгадать загадки и разобраться в сезонной обуви.
Учитель выставляет на наборном полотне картинки (резиновые сапоги, тапки, валенки, босоножки и кеды) после того как дети разгадают загадку.
*Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам. Резиновые сапоги.
- Как вы догадались?
- Правильно, в резиновых сапогах можно ходить по лужам. В какое время года нам пригодятся резиновые сапоги? – Верно, весной и осенью- в межсезонье.
*В них упрячешь две ноги-
И в мороз гулять беги. Валенки.
- Почему вы так думаете?
- Верно, в валенках можно гулять в сильный мороз даже зимою.
- Назовите одним словом сапоги, валенки, туфли, кроссовки, ботинки, тапки, босоножки.
3. Фонематическое упражнение «Определи какой звук встречается чаще других».
- Послушайте стихотворение и подумайте какой звук встречается чаще других.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла. (Ответы детей)
- Верно, в этом стихотворении звук Ш встречался чаще.
- Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены «бубликом». Значит во рту есть преграда. Как вы думаете звук Ш согласный или гласный?
- Верно, звук Ш согласный. Давайте выясним он звонкий или глухой. (Дети закрывают руками уши, прикладывают к гортани ладонь и отвечают). Еще он всегда твердый, посмотрите в каком домике он живет. (Учитель выкладывает картинку домика с синей крышей). – На письме будем его обозначать синим кружочком.
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».
- Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете хлопать, как только услышите звук Ш.
Ш, С, З, Д, Ш, Ж, Т, Ш;
Ша, жу, шо, су, за, ши, зо;
Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, шарф.
- Молодцы, вы были внимательными и справились с заданием.
5. Физкультминутка «Платье для Наташки».
Это платье- для Наташки, Четыре ритмичных поворота влево- вправо. Руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
А на платье- два кармашка, «Рисуем» на животике два кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладываем обе ладошки к животику.
6. Упражнение «Кто слушает внимательно?» (Работа с пеналами, где находятся синие кружочки).
- Давайте посоревнуемся! Я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете столько фишек, сколько слов со звуком Ш услышите.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверюшки-
Острые ушки и круглые ушки. (9 фишек)
7. Дидактическое упражнение «Договори последний звук в слове» (Ш)
Каранда., малы., ланды., камы…
8. Дидактическая игра «Превращения». (Работа с кассой букв).
Дар- шар, Губы- шубы, мишка- шишка.
9. Анализ предложения. (Дети считают количество слов в предложении. Называют слово- предмет, слово- действие, предлог).
Шуба висит в шкафу.
10. Анализ занятия. Оценка работы детей. Учитель оценивает деятельность каждого ребенка.