Гимадиева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Я» в начале слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Уточнить представление о звуках [й,а];
• Закреплять у детей образ буквы Я;
• Совершенствовать навык звуко – буквенного анализа и синтеза;
• Закреплять умение определять позицию звука в слове;
• Закреплять навыки составления предложения и его анализа;
Оборудование: предметные картинки, в названии которых в начале слова слышится [йа] и картинки, в названии которых буква Я после согласных. Кассы букв, звуковые фишки, раскраска буквы Я, красные карандаши.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква „Я“ в начале слова“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Ход занятия
Организационный момент:
Игра «Скажи ласково» (логопед «бросает детям слог «злой», а дети должны вернуть его «добрым» : ТА – ТЯ, СА – СЯ, МА – МЯ и т. д.
Повторение правила про букву Я после согласных звуков (Буква Я после согласных смягчает согласный звук и превращается в звук [а].
Основная часть:
1. Буква Я после согласных (повторение)
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки на доске и определите, какой согласный звук смягчила буква Я в словах : КОЛЯСКА, МЯЧ, ПЯТЬ, ШЛЯПА. (Ответы детей)
2. Отгадывание загадок
Логопед : А теперь предлагаю Вам, ребятки, отгадать мои загадки!
1)Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
2) Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
3)Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (яйцо)
4)Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах-
Удрала, а хвост в руках (ящерица)
5)Чем больше из неё берёшь,
Тем больше она становится. Что это? (Яма)
3. Знакомство с буквой Я в начале слов
Логопед : молодцы ребята справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, какой первый звук Вы слышите во всех словах - отгадках? (Ответы детей)
Логопед: Молодцы! А теперь слово ЯМА я напишу Вам на доске. А какая первая буква в этом слове? Буква Я. Как же так? Давайте разбираться, но вначале повторим, из каких элементов состоит буква Я. (Ответы детей)
Логопед: Правильно. Одной длинной палочки, полукруга и коротенькой палочки.
Логопед: Ребята эта буква очень хитрая. Послушайте историю.
Логопед: В одном домике жили буква А,У,Э,О. Какие это буквы? (гласные). Мы с Вами знаем, что гласные ЗВУКИ можно петь, тянуть. Вот как –то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь своими звуками: буква А пела [а-а-а], буква О – [о-о-о], буква У – [у-у-у], буква Э – [э-э-э]. Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.
А в это время мимо их домика проходила буква Й, услышала, как поют буквы свои песенки и ей тоже захотелось научиться петь. «Научите меня петь», - сказала буква Й. Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве Й встала буква А и у них получилась песенка [йа], а на письме это просто буква Я.
Логопед : А теперь попробуйте догадаться, какие звуки спрятала в себе буква Я? (Ответы детей)
Правильно, буква Я спрятала в себе целых два звука [йа]. Вот почему назвала её хитрой.
4. Работа с предложением.
Логопед: А ещё буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет: «Я-Я-Я». Но…только, когда она так говорит, она превращается в слово. Докажите мне это. (Ответы детей). Правильно «Я» – это кто-то из нас и с этим словом можно составить предложения. (Составление предложений детьми и работа с ними). Сколько слов в предложении? Каким по счёту в предложении стоит слово «Я»?
5. Физминутка.
Логопед предлагает детям поиграть со словом «Я», повторив задание и выполнив его.
Задания: Я шагаю. Я прыгаю. Я бегу. Я лечу. Я слушаю. Я смотрю. Я приседаю. Я наклоняюсь. Я смеюсь. Я всех люблю.
6. Звуко – буквенный анализ слова «ЯМА». Работа в кассах букв.
Логопед: Какая первая буква в слове «ЯМА»? (Буква Я). Какой первый звук в слове «ЯМА»? Звук [й]. Даём характеристику этому звуку (согласный мягий, обозначается зелёным цветом). Какой второй звук в слове «ЯМА»? Звук [а]. Даём характеристику этому звуку (гласный, обозначается красным цветом). Значит под буквой Я у нас с вами оказалось 2 звука. Следующий звук, третий? (Звук [м]). Даём ему характеристику (согласный твёрдый, обозначается синим цветом) и последний звук в слове «ЯМА» – звук [а]. Даём ему характеристику (гласный, обозначается красным цветом). Итак, давайте посчитаем, сколько у нас в слове «ЯМА» звуков (4 звука, а букв? (3 буквы). Почему 4 звука?
Дети: Буква Я состоит из двух звуков.
Логопед: Есть такое правило: буква Я в начале слова и после гласного обозначает два звука : [й, а].
Аналогично (устно) разбирается слово «ПОЯС».
7. Работа в тетрадях.
Логопед: Буква Я гласная, потому что она находится в полоске гласных букв и, поэтому, какой возьмёте карандаш? (Ответы детей). Раскрашивание буквы Я красным цветом.
Итог занятия
Логопед: А что нового сегодня на занятии вы узнали про букву Я? (Ответы детей).