Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Я» в начале слова»

Гимадиева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Я» в начале слова»
▼ Скачать

Задачи:

• Уточнить представление о звуках [й,а];

• Закреплять у детей образ буквы Я;

• Совершенствовать навык звуко – буквенного анализа и синтеза;

• Закреплять умение определять позицию звука в слове;

• Закреплять навыки составления предложения и его анализа;

Оборудование: предметные картинки, в названии которых в начале слова слышится [йа] и картинки, в названии которых буква Я после согласных. Кассы букв, звуковые фишки, раскраска буквы Я, красные карандаши.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква „Я“ в начале слова“» размещена в разделах

Ход занятия

Организационный момент:

Игра «Скажи ласково» (логопед «бросает детям слог «злой», а дети должны вернуть его «добрым» : ТА – ТЯ, СА – СЯ, МА – МЯ и т. д.

Повторение правила про букву Я после согласных звуков (Буква Я после согласных смягчает согласный звук и превращается в звук [а].

Основная часть:

1. Буква Я после согласных (повторение)

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки на доске и определите, какой согласный звук смягчила буква Я в словах : КОЛЯСКА, МЯЧ, ПЯТЬ, ШЛЯПА. (Ответы детей)

2. Отгадывание загадок

Логопед : А теперь предлагаю Вам, ребятки, отгадать мои загадки!

1)Круглое, румяное,

Я росту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

2) Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

3)Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (яйцо)

4)Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах-

Удрала, а хвост в руках (ящерица)

5)Чем больше из неё берёшь,

Тем больше она становится. Что это? (Яма)

3. Знакомство с буквой Я в начале слов

Логопед : молодцы ребята справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, какой первый звук Вы слышите во всех словах - отгадках? (Ответы детей)

Логопед: Молодцы! А теперь слово ЯМА я напишу Вам на доске. А какая первая буква в этом слове? Буква Я. Как же так? Давайте разбираться, но вначале повторим, из каких элементов состоит буква Я. (Ответы детей)

Логопед: Правильно. Одной длинной палочки, полукруга и коротенькой палочки.

Логопед: Ребята эта буква очень хитрая. Послушайте историю.

Логопед: В одном домике жили буква А,У,Э,О. Какие это буквы? (гласные). Мы с Вами знаем, что гласные ЗВУКИ можно петь, тянуть. Вот как –то вечерком уселись буквы на лужайке возле домика и стали петь своими звуками: буква А пела [а-а-а], буква О – [о-о-о], буква У – [у-у-у], буква Э – [э-э-э]. Давайте вместе споём. Дети проговаривают звуки, поют.

А в это время мимо их домика проходила буква Й, услышала, как поют буквы свои песенки и ей тоже захотелось научиться петь. «Научите меня петь», - сказала буква Й. Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве Й встала буква А и у них получилась песенка [йа], а на письме это просто буква Я.

Логопед : А теперь попробуйте догадаться, какие звуки спрятала в себе буква Я? (Ответы детей)

Правильно, буква Я спрятала в себе целых два звука [йа]. Вот почему назвала её хитрой.

4. Работа с предложением.

Логопед: А ещё буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет: «Я-Я-Я». Но…только, когда она так говорит, она превращается в слово. Докажите мне это. (Ответы детей). Правильно «Я» – это кто-то из нас и с этим словом можно составить предложения. (Составление предложений детьми и работа с ними). Сколько слов в предложении? Каким по счёту в предложении стоит слово «Я»?

5. Физминутка.

Логопед предлагает детям поиграть со словом «Я», повторив задание и выполнив его.

Задания: Я шагаю. Я прыгаю. Я бегу. Я лечу. Я слушаю. Я смотрю. Я приседаю. Я наклоняюсь. Я смеюсь. Я всех люблю.

6. Звуко – буквенный анализ слова «ЯМА». Работа в кассах букв.

Логопед: Какая первая буква в слове «ЯМА»? (Буква Я). Какой первый звук в слове «ЯМА»? Звук [й]. Даём характеристику этому звуку (согласный мягий, обозначается зелёным цветом). Какой второй звук в слове «ЯМА»? Звук [а]. Даём характеристику этому звуку (гласный, обозначается красным цветом). Значит под буквой Я у нас с вами оказалось 2 звука. Следующий звук, третий? (Звук [м]). Даём ему характеристику (согласный твёрдый, обозначается синим цветом) и последний звук в слове «ЯМА» – звук [а]. Даём ему характеристику (гласный, обозначается красным цветом). Итак, давайте посчитаем, сколько у нас в слове «ЯМА» звуков (4 звука, а букв? (3 буквы). Почему 4 звука?

Дети: Буква Я состоит из двух звуков.

Логопед: Есть такое правило: буква Я в начале слова и после гласного обозначает два звука : [й, а].

Аналогично (устно) разбирается слово «ПОЯС».

7. Работа в тетрадях.

Логопед: Буква Я гласная, потому что она находится в полоске гласных букв и, поэтому, какой возьмёте карандаш? (Ответы детей). Раскрашивание буквы Я красным цветом.

Итог занятия

Логопед: А что нового сегодня на занятии вы узнали про букву Я? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слова и вещи» в подготовительной группе Конспект занятия обучение грамоте. Тема: «Слова и вещи». В подготовительной группе. Программные задачи: Учить детей умению разграничения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш» Программное содержание: •продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Я» в начале слова»
Опубликовано: 10 января 2024 в 09:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква «Я» в начале слова»» (включая файлы) размещена пользователем Гимадиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД