Ирина Царева
Конспект занятия по обучению грамоте «Слова и вещи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия обучение грамоте.
Тема: «Слова и вещи».
Программные задачи : Учить детей умению разграничения слова и вещи, выделения номинальной функции слова (главное назначение - служит наименованием окружающих нас предметов).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Слова и вещи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия.
1. Предложить детям рассказать и показать, что можно сделать с вещью (мячом). Затем прячу вещь и называю слово МЯЧ. Можно ли слово мяч бросать или катить по полу? А что можно сделать со словом? ( аналогично: вещь-книга и слово-книга, велосипед).
Так дети делают совместный вывод: Слова и предметы (вещи) - это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, а вещи можно прятать, отдавать, играть.
Игра: «Соберем в коробку слова» - дать задание все окружающие вещи назвать словами (каждый кладет фишки-слова в мою коробку).
2. А сейчас поиграем. Показать вещи - предметы‚ пенал, тетрадь, иголку с ниткой, ножницы. Укладываю вещи в коробку. Вызываю ребенка и прошу достать задуманный предмет (не называя его). Ребенок растеряется. Тогда уточняю: например, рукой воспроизвожу движение шьющего человека. А следующий предмет пусть ребенок отгадает, посмотрев, что я рисую на доске. Оказывается, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. Но жестами не всегда можно показать предмет, да и рисунком тоже.
Как можно сообщить о предмете, если нельзя воспользоваться жестами или рисунком? (Назвать предмет).
Что помогло узнать предмет? (Название).
Чем пришлось воспользоваться, чтобы назвать предмет? (словом)
Для чего нужны слова? (чтобы называть) (показать вещь, дети ее называют словом).
Показываю шариковую ручку.
Каким словом назван предмет? (словом ручка).
Показываю дверную ручку.
Каким словом назван предмет? (тоже словом ручка). Оказывается бывает так, что разные предметы называются одним и те же словом.
Например: Термометр и Градусник один и тот же предмет.
Сколько прямоугольников вы нарисовали в тетради? Записывая слово ручка (под их рисунками, а сколько прямоугольников под рисунком термометра предметы могут называться одинаково, и что у одного предмета могут быть разные названия.
Шарада:
Словесная загадка : Я - сборник карт;
От ударения зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я (а"тлас - атла"с).
Ключ:
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней.
Ключ - скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Скажи наоборот: зима – лето,
горький – сладкий,
длинный – короткий,
свет – тьма,
опускать – поднимать,
ночь – день,
большой – маленький.
Я называю слова, а вы изображаете:
рвём цветы,
“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Как понимаете?
Звуковой анализ слова “ СЛОВА” .
Сколько звуков? Гласных? Согласных? Какой 1, 2. 3, 4. 5.
Справились, хорошо.
На этом наше занятие закончилось.
Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?