Елена Куликова
Конспект занятия по обучению грамоте «Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?
Цель: Познакомить детей с миром звуков
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием о «звуке»; учить инсценировать сказку
Развивающая:
Развивать умение выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки,
Воспитательная: Воспитывать интерес к происходящему, умение слушать педагога.
Ход занятия:
Беседа
- Сейчас мы отправимся на поезде а страну звуков.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Мир звуков, Всегда ли человек мог говорить“» размещена в разделах
- Вагоны готовы, поехали! (дети встают, сгибают руки в локтях, изображают движение колес: сначала медленно, затем быстрее, в конце замедляют движение.)
Знакомство со звуками
- Мы приехали в страну звуков. Ребята, если закрыть глаза, то можно услышать много звуков. Какие?
Игра «Отгадай звук»
Дети закрывают глаза, а воспитатель различными предметами издает звуки : звонок колокольчика, скрежет по стеклу, листает книгу, двигает стул и т. д. Дети отгадывают.
игра «Чей голос?»
Один из детей становится спиной к группе, а все дети хором читают стихотворение. По указанию воспитателя кто-либо называет водящего по имени. Если водящий угадывает голос спрашивающего, узнанный ребенок становится водящим.
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем,
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра «Кто как голос подает?»
- Кошка (что делает) – мяукает
- воробей - …
- ворона - …
- собака - …
- лягушка - …
- змея - …
Беседа о звуках речи.
Игрушки, машины, собаки – все могут издавать звуки. А может ли человек говорить звуки? Приведите пример.
Верно! Человек может произносить разные звуки, например, а,у,ы… Те звуки которые говорит человек называются «звуки речи».
- С помощью чего человек может их произносить?
- Молодцы! Человек произносит различные звуки с помощью губ, языка, зубов. Чтобы они нас слушались и помогали всегда правильно говорить, мы будем делать для них зарядку. Упражнения: «Часики», «Качели», «Блинчик».
Когда мы произносим слово, мы слышим звуки.
- В русском языке звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки произносятся свободно, не встречая на пути никаких преград. Произносим хором: а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и….
- Согласные при произношении встречают какие-либо преграды: губы, зубы, а иногда и нос. Произнесем хором: [б], [в], [г]…
Физминутка.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
Введение термина «звук».
Итак, ребята, мы уже говорили, что вокруг нас много разных звуков. А что же такое звук? Звук – это то, что мы с вами слышим своими ушками. Шум ветра, шелест листвы, пение птиц, гром, сигналы машин – это и есть звуки. Но помимо того, что мы их слышим, мы можем их и произносить. Скажите «а», «ж», «мама»… Всё это – тоже звуки. Но не просто звуки окружающего мира, а звуки нашей речи. Даже само слово «звук» состоит из звуков. Я произнесу их, а вы послушайте: З, В, У, К. Теперь вы повторите их, а я послушаю. А теперь по звукам разберём слово «уши» : У, Ш, Ы.
Беседа «Гласные и согласные».
Все звуки речи делятся на две группы.
Одни - умеют петь. Они поют так: «ААА!», «ООО!», «УУУ!», «ИИИ!» Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали эти звуки – гласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А есть звуки, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей – согласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но они не могут петь.
Итоги
- Чем вам понравилось заниматься на сегодняшнем занятии?
- Что нового узнали?