Елена Новикова
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Приключения снежинок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух, используя словесные игры. Учить отчетливо произносить звук –ш- :изолированный, в слоге, в чистоговорках, в словах. Развивать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. Закреплять умение отгадывать загадки.
Предварительная работа: Отгадывание загадок и заучивание скороговорок. Словесные занимательные игры, игры с мячом.
Развивающая среда: 5 снежинок с буквами: «М», «О», «Р», «О», «З». «Чудесный мешочек». Мяч. Чупа–чупсы. Воздушный шар. Сказка-театр «Три медведя».
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе „Приключения снежинок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Дети входят в группу, подходят к ковру, видят на ковре красивую большую снежинку.
Воспит-ль: - Ой! Ребята, посмотрите! Как здесь могла появиться снежинка?
/Ответы детей. /
Воспит-ль поднимает снежинку, переворачивает, рассматривает, прислоняет к уху, прислушивается.
Воспит-ль: Дети! А снежинка-то к нам прилетела непростая, это волшебная снежинка! Как вы думаете, где она живёт? Откуда к нам прилетела?
/Ответы детей. /
Воспит-ль: - Вот что снежинка вам хочет сказать:
Мы снежинки, мы сестрички,
Крепко за руки взялись.
Закружились, будто птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб мы не попали,
А к вам в группу мы попали!
Воспит-ль: - Так, значит, снежинка не одна к нам прилетела! А с сестричками! Снежинки – озорницы очень любят играть и предлагают нам поиграть с ними в прятки. Но где же они? Наверное, уже спрятались от нас! Чтобы их найти, надо вам отгадывать загадки. Когда мы всех снежинок отыщем, они снова соберутся в кружок, мы узнаем, какой сюрприз нам они приготовили!
Вот вам первая подсказка, где искать снежинку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Дети: - Ёлка!
Воспит-ль: - Правильно! Ёлка пришла к нам в гости! Вот и снежинка!
А теперь я хочу предложить вам игру .
Ребята, как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Восп. : Давайте опишем разными словами, какая зима бывает. А помогут вам в этом картинки на доске.
Проводится дидактическая игра «Укрась слово». (Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам)
Сосулька.
Воспитатель: Сосулька какая?
Дети: Длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Зима.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Снежная, холодная, морозная, долгая, вьюжная…
Снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, холодный, рыхлый, искристый…
Снежинка.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая, ажурная, легкая…
Воспит-ль: - Мы сейчас называли слова и подбирали к ним прилагательные. Как красиво мы описали зиму.
Воспит-ль: - Снежинка очень рада, что вы поиграли с ней в её игру, поэтому слушайте подсказку, где искать следующую снежинку:
Слушайте:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал…
Дети: - Шарик!
/Дети подходят к воздушному шару, находят снежинку.
Садятся на свои места.
Воспит-ль: - Снежинка эта неспроста здесь спряталась! Где вы её нашли?
Дети: - В шарике!
Воспит-ль: - Снежинка спрашивает у вас, с какого звука начинается слово «Шарик»?
Дети: - Со звука «Ш»!
Стихотворение на звук-ш-
У всех уроки пения,
А у ужей - шипения.
- Прошипеть вас попрошу:
"Ши-ши-ши" и "шу-шу-шу".
"Шу-шу-шу" и "ши-ши-ши" -
Повторите, малыши.
Выше, выше, не фальшивьте!
Прошипели?
пошумите.
А теперь девочки будут говорить-ши-ши-ши-
А мальчики –шу-шу-шу-(прочитывается стихотворение сначала)
Какой шумный звук -ш-
Слушайте подсказку, где искать следующую снежинку:
В нашей группе дом стоит,
Необычный он на вид.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? Дети: три медведя
Воспит-ль: - Правильно!А вот и снежинка, а вместе с ней волшебный мешочек. Снежинка приготовила игру «Чудесный мешочек»(найди слова со звуком –ш-).Перед детьми в мешке лежат игрушки, в названии которых есть звук –ш-. Спрашивать у детей, где стоит звук: начало, середина, конец слова.
Воспит-ль: - Умницы! Все правильно нашли нужные предметы! А кому было трудно, помогли товарищи! Вот что значит, дружные ребята! А теперь мы немного отдохнём.
Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Искать снежинку нам пора!
Воспит-ль: - А теперь отгадайте загадку, чтоб найти последнюю снежинку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь на землю,
А я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу!
Дети: - Это мяч!
/Дети находят мяч, отыскивают снежинку. /
Воспит-ль: - Эта снежная сестричка предлагает вам поиграть в её игру. Кто из вас знает ласковые слова? Как вас мама называет ласково? А как можно ласково назвать мяч?
/Ответы детей. /
Воспит-ль: - Мячик этот тоже умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ним? Я буду вам называть слово, кидать кому-нибудь из вас мячик, кто поймает его, называет моё слово ласково, например:
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
сугроб – сугробик
ветер – ветерок
Белка – белочка
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка,ледок
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
Воспитатель: Здорово! Вижу, что вы любите зиму!
Воспит-ль: Вот и собрались все снежинки вместе у нас на столе. Давайте разложим их. Посмотрите, здесь ведь есть буквы! Но вы читать-то ещё не умеете! Не расстраивайтесь. Я вам помогу узнать, что здесь написано.
Для этого я вам загадаю ещё одну загадку. Если вы её отгадаете, снежинки сложатся в слово:
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице (Мороз)
Воспит-ль: - Правильно! Вот это и написано на снежинках. Снежинки живут в царстве Деда Мороза и принесли вам подарок и готовы его вам вручить за то, что вы оказались очень умными, старательными, показали, как много всего знаете. Снежинки угощают вас сладостями!
/Детям раздаются чупа-чупсы. /
Воспит-ль: - Снежинкам очень понравилось с вами играть. А вам? Давайте вспомним, в какие игры мы с ними играли?
/Воспитатель помогает наводящими вопросами подвести итог занятия, вспомнив задания, которые выполняли дети, узнав, в какую игру им понравилось играть больше всего и т. д. /
Воспит-ль: - Вот пришла пора снежинкам улетать домой. Мы их положим на подоконник, а когда окно откроем, они вылетят.
/Дети помогают разложить снежинки на подоконнике, прощаются с ними. /