Елена Устименко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П»
Задачи:
• Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ;
• Развивать фонематический слух;
• Формировать навыки чтения, письма;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Обогащение словаря;
• Знакомство с буквой;
1. Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости - петушок Пак и пингвиненок Пин.
II. Знакомство с новой темой.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
Воспитатель: Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А теперь внимательно слушаем загадки:
1. Весь день летаю
Мед добываю. (пчела)
2. Жить могу я в доме
В джунглях жить могу.
Умею разговаривать
Дразниться я люблю. (Попугай)
Воспитатель: Следующая загадка:
3. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)
Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:
4. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Пчела, Попугай, Птицы, Поросёнок.
Дети: Звук [п].
Воспитатель: Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
Воспитатель: Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Воспитатель: П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Пак, Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
Воспитатель: Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?
Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
Воспитатель: Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
Игра «Назови нужный звук».
Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.
Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.
(Воспитатель показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).
Дети: П, П, Пь, П, Пь…
4. Выделение звуков на слух: Игра «Где звук?»
Воспитатель показывает картинки на презентации, дети называют и говорят, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пик и Пак любят поиграть.
5. Физминутка: Мы топаем ногами-
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками-
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
По кругу мы идем. (Движения выполняются в соответствии с текстом).
6. Игра «Измени слово» (с мячом).
(дети стоят в кругу)
— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:
точка – почка речка — печка
карта – парта лесок — песок
тачка- пачка леченье — печенье
волк – полк зеленка — пеленка
щёлка – полка лесенка — песенка
галка – палка лекарь – пекарь
7. Игра «Четвертый лишний» - презентация
8. Знакомство с буквой П.
Слышим звуки, а пишем, читаем?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки [п], [п‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Они обозначаются буквой П ( показываю на доске: П).
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
_Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква П?
П – похожа на пенек Подходящие ворота
Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.
Воспитатель: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
Воспитатель: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Воспитатель: Букву П можно написать только ручкой или карандашом? Давайте с вами поэкспериментируем. Разделимся на группы, предлагаю разные материалы - выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Воспитатель: А теперь, ребята, возьмём карандаши. Печатаем букву П
- Подчеркни букву п на карточке. – Сколько раз вы подчеркнули букву п?
- Обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.
9. Чтение слогов (презентация)
10. Итог занятия.
Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.