Наталия Соколова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар. Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце (работа с предметными картинками). Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком (Д/игра «Построим дом»). Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Материал к занятию : 1. таблицы с изображением мака, шара.
2. Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки;
Фишки красного и синего цвета. 3. Лист ватмана, фломастеры. 4. Игрушка Буратино.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Вне занятий в индивидуальной форме закрепляла умение детей четко произносить звуки в словах, используя для этого чистоговорки, четверостишия с часто повторяющимся определенным звуком. Так же использовала в работе с детьми словесные игры, такие как: «Кто больше?», «Добавь звук», «Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».
Ход занятия
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.
Воспитатель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (Ответы детей) Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? (Ответы) Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.
(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением мака).
- Что изображено на таблице? (Ответы) - Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Ответы детей). Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Ответы детей)
Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.
(Дети вместе с воспитателем произносят звук а)
Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Ответы)
-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к. (Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?
-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Ответы детей)
- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(В. Берестов)
А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – жуки в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
(В. Берестов)
- Воспитатель: - давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).
Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)
Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.
Давайте прочитаем его. (Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).
Физкультминутка.
Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.
Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.
По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.
Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.
Он готовил мышеловки, Хлопок руками.
Но мышата были ловки. Прыжки на месте.
Спрятавшись за спину Тишки, Закрыть ладошками лицо.
В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.
Работа с раздаточным материалом. Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.
Дидактическая игра «Построим дом».
Воспитатель: - Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р ( Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали). Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.
Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.
Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.
Буратино, тебе понравилось, как дети занимались? Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить.
Воспитатель: - До свидания, Буратино, приходи к нам еще. (Воспитатель уносит Буратино)
Дети, вы занимались хорошо, молодцы! Занятие окончено.