Джульетта Татевосян
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Путешествие колоска»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Слово»
Общая тема: «Путешествие колоска»
Цели: – Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Познакомить детей с графическим изображением длинных и коротких слов.
Сформировать понятие о гласных звуках и буквах.
Закрепить понятие, что слово имеет определенный
смысл.
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
– Формировать навыки самостоятельности.
Материалы и оборудование
Демонстрационный. Предметные картинки: пшеница,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы „Путешествие колоска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
хлеб, пекарь, тракторист, шофер, кукуруза, мука; синие треугольники, красные сердечки; сюжетная картинка «Пекарь печет хлеб»; картинки с изображениями Красной
Шапочки, нарта, черепахи Тортиллы; картинки с изображением предметов: корзина с пирожками, ключик, яблоко,
туфелька; мяч, таблица гласных букв.
Раздаточный. Рабочая тетрадь №1, красный карандаш,
длинная и короткая желтые полоски.
Ход занятия
I. Организационный момент
В. Сядет тот, кто назовет любое хлебобулочное изделие.
Ответы детей.
II. Знакомство со словом
В. Представьте, что есть волшебная страна. В ней живет
Крошка-гномик. Он маленький, добрый, веселый, но очень
забывчивый. Крошка-гномик больше всего на свете любит
удивляться и задавать вопросы «кто это?» или «что это?»
В день рождения Белоснежки к праздничному обеду должны были прийти гости. Гномик очень любил гостей и много раз спрашивал: «Кто к нам придет?», «Что, интересно,
Белоснежке подарят?». Спрашивал, спрашивал, а потом и
говорит:
– Белоснежка, почему я говорю то кто? то что?
– Ой, Крошка, это длинный разговор, – ответила Бело-
снежка.
– Ну и пусть длинный, а я понять хочу!
– Ребята, а вы хотите понять? Слушайте тогда вниматель-
но! Все, что вы видите, делаете, слышите, чувствуете, переживаете – все каким-нибудь словом называется. Закрой-
те глаза и слушайте.
Хлеб, пахать, трактор, сеять, молоть, поле, золотая, урожай, трудолюбивый. Это все – слова. Откройте глаза. Слова – все очень разные. Про них и спрашивают по-разному.
Посмотрите на картинку и скажите, что делает пекарь?
Д. Пекарь печет.
В. Вы сказали два слова. Первое слово – «пекарь», второе
слово – «печет». Слово «пекарь» и слово «печет» отвечают
на разные вопросы. Скажите, на картинке – кто?
Д. Пекарь.
В. Слово «пекарь» отвечает на вопрос кто. Скажите, пекарь что делает?
Д. Печет.
В. Слово «печет» отвечает на вопрос что делает? Что пе-
чет пекарь?
Д. Хлеб.
В. Слово «хлеб» отвечает на вопрос «что?». Есть еще много вопросов, на которые отвечают разные слова. Слов много-много. Мы сегодня поговорим только о словах, которые
отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?
Если предмет живой, то какой вопрос нужно задать: кто
это? или что это?
Ответы детей.
III. Дидактическая игра «Угадай предмет и задай вопрос»
В. Давайте поиграем.
Воспитатель обращает внимание детей на доску с картинками: пшеница, хлеб, пекарь, тракторист, шофер, кукуруза, мука.
В. Назовите предмет на картинке, задайте вопрос кто
это? или что это? Под картинкой с изображением живого
предмета поместите красное сердечко, а под картинкой с
неживым предметом – синий треугольник.
Дети выполняют задание.
IV. Дидактическая игра «Вспомни разные слова»
В. Мы с вами говорили, что все, что вы видите, все каким-
нибудь словом называется. Словом можно назвать и это, и
это (указывает на предметы). Каждый предмет имеет свое
название – слово. А теперь становитесь в круг, поиграем в игру «Вспомни разные слова». Смотрите вокруг и называйте все, что видите, рядом стоящему, передавая ему мяч.
Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему
ребенку, передавая мяч. Нельзя повторять уже названные
слова. Тот, кто не сумел назвать слово или повторил уже
названное, выходит из круга.
V. Дидактическая игра «Подбери схему к слову»
В. Как можно говорить слова?
Д. Можно говорить слова по частям (по слогам).
В. Как узнать, сколько частей (слогов) в слове?
Д. Надо поставить руку под подбородок, вот так (показывает). Сколько раз открывался рот, столько и частей (слогов) в слове.
В. Слова бывают короткие и длинные. Слова, в которых
один слог, короткие или длинные? А в которых два и более?
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат длинные и короткие полоски.
В. Я называю короткое слово, а вы подбираете созвучное
слово и поднимаете нужную полоску. Я называю длинное слово, а вы подбираете созвучное слово и поднимаете нужную полоску. Рак.
Д. Мак, бак, так, лак, как и т. д.
Поднимают короткую полоску.
В. Птичка.
Д. Синичка, лисичка, невеличка, косичка, сестричка и т. д.
Поднимают длинную полоску.
VI. Дидактическая игра «Узнай, кто что подарил?»
Раздается звонок в дверь.
В. Это пришли гости к Белоснежке.
Вносит и показывает картинки.
В. Рассмотрите картинки. На одной из них нарисованы гости, а на другой – подарки, которые они принесли. Назови-
те каждого гостя. А теперь назовите подарки.
Дети перечисляют.
В. Посмотрите на картинку с гостями. Скажите, как мы
спросим про нарта – кто это? или что это?
Д. Кто это?
В. А про Красную Шапочку?
Ответы детей.
Аналогично о Золушке и черепахе Тортилле.
В. А теперь посмотрите на картинку с подарками. Как мы
спросим о яблоке – кто это? или что это?
Ответы детей.
Аналогично о туфельке, ключике, пирожках.
В. Как мы спросим про всех гостей – кто это? или что
это? Как мы спросим о всех подарках?
Ответы детей.
В. Молодцы! О людях и животных мы спрашиваем кто,
а обо всех других предметах мы спрашиваем что? Как
вы думаете, что Красная Шапочка подарила Белоснежке?
Обоснуйте свой выбор. Кто подарил яблоко? Что подарила
Тортилла? Кто подарил туфельки? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
VII. Учим различать звук и букву
В. Слова состоят из звуков. Есть звуки, которые поются
легко, свободно, с голосом. Они такие голосистые! И люди
их назвали гласными звуками.
Гласных звуков шесть всего,
Пропоем их все до одного.
Вспомните и назовите гласные звуки, с которыми вы по-
знакомились в старшей группе.
Д. А, У, О, И, Э, Ы.
В. Фигуркой какого цвета мы обозначаем гласные звуки?
Д. Красным кружком.
В. Каждый звук живет в своей квартире – букве. Посмотрите на таблицу, и скажите, какой гласный звук живет в
данной гласной букве. Покажите эти буквы.
Д. Гласный звук [а] живет в гласной букве А и т. д.
Дети подходят к таблице и показывают буквы.
В. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем. Запомните это правило о звуках и буквах.
VIII. Работа в тетради
В. Откройте тетради на странице 1. Прежде чем мы начнем
писать в тетради, повторим правило:
Когда сядем мы писать,
Спинку ровненько держать.
В. Возьмите красный карандаш и аккуратно обведите большие и маленькие буквы по контуру.
Воспитатель проверяет, правильно ли дети держат карандаши, выполняют обводку букв.
В. Почему вы обводили буквы красным карандашом?
Ответы детей. Воспитатель предлагает закрыть тетради, положить карандаши в контейнер.
IX. Игра «Изобрази гласную букву»
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и с по-
мощью рук, ног, туловища изобразить любую гласную букву.
X. Итог занятия
В. Что сегодня вы узнали о словах?
Д. Слова могут обозначать различные предметы. Они могут быть длинными и короткими. Слова состоят из звуков.
В. Какие предметы могут обозначать слова?
Д. Живые и неживые.
В. Какие вопросы научились ставить к словам-предметам?
Д. Кто? Что?
В. К каким словам-предметам ставим вопрос кто? К каким
– что?
Д. К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто, к неживым – что?
После контрольных вопросов воспитатель подводит итог
изученной темы, оценив деятельность детей на занятии.