Евгения Курамшина
Конспект занятия по обучению грамоте «Особенности гласных и согласных» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-закрепить знания об особенностях гласных и согласных
звуков;
-закреплять умение детей делать звуковой
анализ слов;
-продолжать формировать умение делить слова на слоги;
-упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
-совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
-развивать умение разгадывать ребусы разного вида;
-развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Особенности гласных и согласных“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
-воспитывать любознательность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло.
Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются).
-А сейчас повернитесь все ко мне и посмотрите на свои столы, какое сейчас занятие у нас будет? ( Дети: занятие по обучению грамоте).
-А что мы с Вами делаем на этом занятии? ( дети: говорим о звуках).
-Скажите, а какие звуки бывают, расскажите о них.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
-Гласные звуки-это какие звуки? Расскажите о них, как мы их произносим?
(рот открываем широко, звук идет свободно, во рту ничего не мешает при произношении)
Воспитатель: Правильно.
-А согласные звуки –это какие звуки? Расскажите о них, как мы их произносим? (при произношении согласного звука во рту мешает язык, зубы и губы)
-Правильно.
-Посмотрите, я приготовила для Вас необычный цветок. Кто догадался как он называется? ( дети: Этот цветок называется «Цветик-семицветик».)
-Это цветок, волшебный он с заданиями, если вы справитесь со всеми заданиями, то в конце занятия узнаете какой сюрприз я для Вас приготовила.
-Проходите, садитесь за столы.
Итак, 1 лепесток, посмотрим, какое нам задание приготовил-
«Отгадайте загадку»
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома. Это к нам пришла. (зима)
Воспитатель: Показываю картину с изображением зимы.
-Правильно. Предлагаю Вам сделать звуковой анализ слова «ЗИМА».
-Посмотрите у Вас на столах лежат 2 дорожки с окошками, пододвиньте к себе ту, которая подходит к слову «ЗИМА».
-Вспоминаем правило выкладывания звуков. (Выкладываем с лево на право правой рукой. Левую руку приклеили к дорожке.)
-Какой первый звук в слове зима?
Ответы детей: (Первый звук «ЗЬ»)
-Расскажите о нем. Он какой? ( Дополнительные вопросы: это гласный или согласный звук? Если согласный, то твердый или мягкий)
Ответы детей: Звук «ЗЬ» - согласный мягкий.
-Как мы обозначаем согласный мягкий звук? (Мы обозначаем зеленым квадратом) - дети выкладывают зеленый квадрат.
-Выложите, пожалуйста, у себя на дорожке.
(1 ребенок работает у доски)
-Давайте узнаем какой 2 звук спрятался в слове «зима».
Поставим пальчик правой руки на первый звук и пальчик побежал….з. и (ииии)
-звук И-это какой звук? (Звук И –гласный)
-Как мы его обозначаем? (красным квадратом)
-Выложите, пожалуйста, у себя на дорожке.
(1 ребенок работает у доски)
Точно также разбираем звук «М» и звук «А»
Воспитатель:
Ребята, Вы справились с заданием! Вы молодцы!
Давайте, посмотрим, что приготовил для нас 2 лепесток.
«Поиграйте в игру и немного отдохните!» (физминутка)
Полетел лепесток!
Физминутка
Мы на лыжах в лес идем
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Воспитатель: Ребята, вы с этим заданием справились! Садитесь пожалуйста за столы.
-Давайте, посмотрим, что приготовил для нас 3 лепесток.
Дидактическая игра «Угадай сколько слогов в слове»
Полетел лепесток!
Воспитатель. У вас на столах, в тарелочках лежат цифры 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать что изображено одним словом и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете цифру 1, если 2 слога – цифру 2, а если 3 слога – с цифру 3, 4 слога – цифру 4. Задание понятно? Начали.
Я показываю картины («Дом»; «Кот»; «Кукла»; «Рыба»; «Бусы»»; «Корова»; «Собака»; «Молоток»; «Черепаха»; «Телевизор») и дети определяют количество слогов и поднимают нужную цифру.
Воспитатель: Молодцы. Все верно.
Воспитатель: Давайте посмотрим какое задание для нас приготовил
4 лепесток
«Разгадай ребусы» (Предлагаю всем выйти на ковер и разгадать ребусы)
«7 я» (семья);
«Нарисован кувшин» + КА» (кувшинка)
«О» + «картинка сок» + «А» (осока)
«коро + «картинка лев» + «А» (королева)
Воспитатель: Еще с одним заданием справились. Молодцы!
-Посмотрим какое задание спряталось в 5 лепестке? (задание выполняем на ковре)
Дидактическая игра «Где прячется звук?»
Воспитатель:
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
- Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
1. Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
Воспитатель. Где в слове «снег» живет звук «С»? (в начале слова)
2. Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Воспитатель: Где в слове «санки» живет звук «А»? (в середине слова)
3. Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нарисованная бровь,
Вместо носика — морковь? (снеговик)
Воспитатель: Где в слове «снеговик» живет звук «К»? (в конце слова)
4. Зима на крыши серые
Бросает семена –
Растит морковки белые
Под крышами она. (Сосулька)
Воспитатель: Где в слове «сосулька» живет звук «У»? (в середине слова)
Воспитатель: Вы молодцы! Справились!
-Садитесь за свои столы.
Воспитатель: Отрываем 6 лепесток!
«Составь предложение по картине»
-Посмотрите у меня на доске висит картина. Какое время года на ней изображено? ( ответ: На картине изображена зима.)
Предлагаю придумать предложения по этой картине.
(Дети придумывают)
-А теперь предлагаю выложить предложение на желтой полоске, которое придумал Саша. «Наступила зима.» Но вначале давайте вспомним правило, как мы выкладываем схему предложения, с какой буквы начинается предложение?
Дети: Предложение начинается с большой буквы. Каждое слово выкладывается отдельно, в конце предложения ставится точка.
-Правильно. Начинайте выкладывать схему предложения «Наступила зима.»
-После того как все закончили выполнять задание, предлагаю детям проверить друг друга. Поменяться желтыми полосками, на которых выложена схема предложения.
Воспитатель: Уберите все на место. Составим схему еще одного предложения, которое придумала Даша «Дети лепят снеговика.»
Дети выполняют задание и проверяют друг друга.
Воспитатель: Отлично! Вы молодцы! Справились с заданием!
Воспитатель: Остался у нас последний лепесток. Посмотрим какое задание?
Дидактическая игра «Живые буквы»
Воспитатель: Полетел лепесток и прилетел к живым буквам, а здесь спряталось какое-то слово. Попробуйте отгадайте его. (буквы выложены на отдельно-стоящем столе)
Дети должны выложить слово «СУНДУК».
Воспитатель: Ребята, я Вами горжусь! Вы молодцы, со всеми заданиями справились.
Воспитатель: А сейчас хочу Вас спросить: «Трудно ли было сегодня выполнять здания цветика-семицветика? Что было трудно? Что получилось легко? Над чем стоит еще потрудиться?
Что понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, помните, в начале занятия я Вам сказала, если вы справитесь со всеми заданиями, то узнаете какой сюрприз я вам приготовила? (ответы детей)
Вы разгадали волшебное слово «СУНДУК», а в нашей группе есть сундук? Давайте посмотрим и найдем его!
Вот он!Открывайте! Что там? Сюрприз?. (открываем вместе с детьми)
Вот это да!Посмотрите! Это для вас медали, за старание на занятии!
И еще сладкий приз! Угощайтесь!Понравился Вам мой сюрприз?
(ответы детей)