Светлана Корзина
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж.
Цель: учить дифференцировать звуки [ш] — [ж] по звонкости - глухости в слогах, словах, предложениях и буквы Ш — Ж при чтении и письме; развивать зрительное восприятие.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят полукругом у доски.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт гласные звуки в словах: сом, душ, мак, кит, час, лес, дом, кино, дуга, ива
Основная часть.
Логопед: Посмотрите на доску и назовите, что нарисовано на картинках (шар, жук?
Назовите первые звуки этих слов (ш, ж)
Как вы думаете: какая тема нашего занятия?
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Звуки [ш] — [ж], буквы Ш — Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Д. : Мы будем говорить о звуках Ш и Ж.
Логопед: Правильно, мы будем учиться различать звуки Ш и Ж, и правильно вставлять их в словах. Расскажите какой звук ш (ж? Чем они похожи? А чем отличаются?
Логопед: Измените звук Ш на Ж в слогах:
ша — жа ши — жи
шо — жо шу — жу
ше – же аша — ажа
Логопед: Назовите слова на доске, проговорите звуки, найдите лишнее слово
- жираф, морж, мышка, ежик;
- шапка, пижама, шуба, шорты
Логопед: Давайте составим схему слова мышка (пижама). Может кто-то хочет составить схему на доске?
Логопед: А теперь, давайте встанем, поиграем в игру: «Измените звук Ж на Ш в словах». Игра с мячом:
Шар — (жар). Жила — (шила, Жутко — (шутка). Жить — (шить).
Жест-(шест). Шарить - (жарить). Брожу — (брошу). Машут — (мажут). Шалость - (жалость). Леша — (лежа). Сажа-(Саша). Луша — (лужа).
Крушить — (кружить). Нашивка - (наживка). Тужить - (тушить).
Жесть — (шесть). Шаль – (жаль).
Логопед: Посмотрите на доску, из слов убежали буквы, нужно вписать пропущенные слоги ши или жи. Только сначала проговорим правило:
Жи и ши — такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши —
Только с и всегда пиши!
малы… камы… но… мы.
ков… эта… бага…
Логопед: В следующем задании нужно разгадать ребусы. Посмотрите на доску.
Дети: шутка, хлопушка, жук, Жучка.
Физкультминутка: (по лексической теме «Зима»):
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Логопед: Послушайте и исправьте предложения:
Катушка и нитки покупают Женю.
Мыши ловят ежей.
Пятый этаж живет на Наташе.
Поляна гуляет на Джеке и Пушке.
Лужайка летает над шмелем.
У шеи шарфик на Жанне.
Логопед: А теперь сами прочитайте предложения.
У Маши на ужин каша.
За окошком дождик.
Жакет висит в шкафу.
Миша видел ужа.
В доме два этажа.
Жанна шила мешок.
Кошка ловит жука.
Итог: Наше занятие подошло к концу. Что было сложным? Что понравилось больше всего?