Елена Карасени
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР «Звук [а] и буква А в начале слова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
К №1.
Тема «Звук [а] и буква А в начале слова».
Задачи:
Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а];
выделять начальный ударный гласный звук [а];
знакомить с понятием «гласный звук», «буква»;
дифференцировать понятия «звук»—«буква»;
развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР „Звук [а] и буква А в начале слова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Оборудование. Предметные картинки: «Аист», «Астры»; сюжетные картинки: «Девочка качает куклу», «Девочка уронила мяч и плачет»; счетные палочки, зеркала, простые карандаши, кассы букв (индивидуальные и демонстрационные, книга «Азбука».
Ход:
I.Организационный этап.
Игра «Скажи свое имя ласково».
Сядет на место тот, кто назовет свое имя ласково.
Артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 2—3 раза).
• «Улыбка» —растянуть разомкнутые губы.
• «Трубочка» — вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.
• «Качели» —движения языком вверх — вниз.
• «Часики» — движения языком влево —вправо.
II. Коррекционно –развивающий этап.
Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».
- Кто это? (Это девочка.) Что делает девочка? {Девочка качает куклу.)
— Как вы думаете, какие звуки произносит девочка, качая куклу? (А-а-а.)
— Посмотрите и послушайте, как девочка качает куклу: а-а-а. Давайте все вместе покачаем куклу. ( Качают и произносят: «А-а-а».)
Демонстрация картинки «Девочка уронила мяч и плачет».
— Как вы думаете, какие звуки произносит девочка? (А-а-а—с другой интонацией.) (Предложить детям продемонстрировать плач девочки.)
— Когда произносим звук [а], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук называется гласным. (Работа с индивидуальными зеркалами.)
— Гласный звук [а] мы договоримся обозначать большим красным кругом. (Демонстрация.)
— Это звук [а]. Звуки мы слышим и произносим.
— Если люди находятся далеко друг от друга и хотят что-нибудь сообщить, как они это делают? (Они пишут и читают письма, газеты, журналы, книги.) — Вот демонстрационная касса букв. Это буквы, которые можно сложить в слова, предложения, сообщения. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам что-то нужно. Угадайте, что это.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А—начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Демонстрация «Азбуки», алфавита.
— Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.) (Демонстрация буквы А.) — Посчитаем, из скольких элементов состоит буква А? (Из 3.) Выкладывание из счетных палочек, карандашей, рисование в воздухе.
Физкультминутка «Покачаем куклу».
Имитация движений: ходьба по комнате и укачивание плачущей куклы, которая долго не успокаивается.
Демонстрация картинки «Аист». (Название картинки с утрированным произнесением первого звука [а].)
— С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)
Демонстрация картинки «Астры». (Название картинки с утрированным произнесением первого звука [а].)
— С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)
Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».
— У всех людей есть имена. Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Аня.)
Демонстрация картинки «Девочка плачет».
— Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Ася, Аля, Алла, Алена.)
— Какие имена мальчиков начинаются на звук [а]? (Алик, Андрей, Антон, Артем.)
Игра «Четвертый лишний»
• Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля — лишнее, т. к. в начале слова другой звук.)
• Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик — имя мальчика.)
III. Итоговый этап. Работа с индивидуальными кассами.
— Найдите в своих кассах букву, с которой мы сегодня работали. Как называется эта буква? (Буква А.)