Наталья Дегтярёва
Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [Г], [Г’] и буква «Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [Г], [Г’] и буква Г».
Доминирующая область: «Речевое развитие».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: знакомство со звуками [Г], [Г’] и буквой Г.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить со звуками [г], [г’] и буквой Г.
- Упражнять в выделении их среди других звуков в словах.
- Упражнять в дифференцировании звуков по твёрдости-мягкости.
- Упражнять в звуковом анализе слов.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Звуки [Г], [Г’] и буква „Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Упражнять в чтении слогов и составлении из них слов.
- Упражнять в составлении слов из букв.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
- Развивать связную речь.
Воспитывающие:
- Воспитывать самодисциплину.
- Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде.
Материал и оборудование:
- аудиозаписи;
- музыкальный центр;
- игрушка птичка;
- дверь в Африку;
- додекаэдр «Животные Африки»;
- карточки с изображением гонга, часовых гирь, буквы Г:
- схемы слов;
- магнитная доска, магниты;
- шкатулка;
- карточки со слогами;
- презентация «Фрукты»;
- муляжи бананов и апельсинов по количеству детей;
- корзина;
- дракон.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель собирает детей в круг.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними!
- А как ещё можно поздороваться? (Привет! Доброе утро)
- Я предлагаю вам поздороваться друг с другом фразой «Я так рада тебя видеть Саша!», передавая по кругу вот эту звёздочку.
Дети приветствуют друг друга.
Сюрпризный момент.
У воспитателя звонит телефон.
Голос в трубке: «Здравствуйте! Прошу вас, помогите! Мой лучший друг пропал, отправился погулять и не вернулся. Я расклеил везде объявления, но результатов пока нет…»
Звонок обрывается.
2. Постановка мотивации.
- Ребята, посмотрите, а вот и объявление.
Воспитатель читает объявление:
- «Внимание! Пропал самый лучший друг. Окрас красный. Глаза добрые. Длина 3метра. Любит бананы, жару и спать под пальмой».
- А что здесь за буквы и цифры? Как думаете, для чего они? (Нужно составить из них слово.)
Дети под руководством воспитателя составляют слово.
- Вот это да! У кого-то пропал дракон! Как вы думаете, куда он мог отправиться? В объявлении сказано, что он любит бананы, жару и спать под пальмой. (В Африку)
- Почему вы так решили? (Потому что в Африке жарко, растут бананы и есть пальмы.)
- Тогда предлагаю нам всем вместе отправиться в Африку на поиски дракона. Но предупреждаю, что путешествие будет сложным, нам придётся преодолеть много препятствий. Ребята, вы готовы к испытаниям? (Да, готовы)
- Тогда в путь! Мы возьмём с собой моего маленького пернатого помощника.
Воспитатель демонстрирует детям игрушечную птичку.
- Он будет указывать нам дорогу.
- Каждый воспитатель немного волшебник. Посмотрите, у меня есть дверь, пройдя через которую, мы окажемся в Африке.
Дети проходят через импровизированную дверь под звуки Африки.
3. Испытание «Назови животных и посчитай количество слогов в словах».
- Ребята, вот и первое испытание! Посмотрите, какой-то странный многогранник… А вот и записка: «Чтобы путь продолжить ваш, животных называйте. Обязательно потом слоги посчитайте!»
Дети выполняют задание: называют животное Африки, изображённое на одной из граней многогранника и считают количество слогов в нём.
- Ну, что ж! Первое препятствие мы преодолели, можем двигаться дальше.
4. Испытание «Послушай и запомни сказку».
- Ребята, перед нами стопка книг. Интересно, что на этот раз приготовила нам Африка?
Воспитатель читает записку: «Чтобы путь продолжить ваш, слушайте внимательно. Сказка эта вам, друзья, сгодится обязательно!»
- Ребята, я буду читать сказку, а вы слушайте и запоминайте.
«Слон, жираф и дикобраз
Собрались все как-то раз:
У слона давно отит,
У жирафа гайморит,
Дикобраз три дня не спит.
Кто поможет? Айболит!
И пошли к нему лечиться.
Всё, как в сказке говориться.
На пути гроза и гром,
Дождь и ветер. И бегом
Добрались до Айболита.
Дверь, как водится закрыта.
А над дверью гонг висит,
При ударе говорит:
«Гон! Гон! Гон! Гон!».
Слышит доктор этот звон,
Открывает дверь, а там,
Не поверил он глазам,
Слон, жираф и дикобраз.
Пригласил, без лишних фраз.
Сквозняком задело гирьки
От часов. «Гь, гь!» - звонят.
«Закрывайте дверь скорее!» -
Эти гирьки говорят.
Дверь закрыл наш Айболит
И животным говорит:
«Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Такова моя работа:
К вам любовь, о вас забота!»
- Ребята, с какого звука начинается слово «гроза»? Слово «гонг»? (Со звука [г]).
- Какой звук издавали гирьки часов, сталкиваясь между собой? (Звук [г’]).
- Картинка, где изображено, как гудит гонг, обозначает звук [г].
- Ребята, расскажите, звук [г] какой? (Согласный, звонкий, твёрдый).
Воспитатель рядом со звуком прикрепляет звукового человечка в синих башмачках.
- Картинка, где изображено, как гремят гирьки часов, обозначает звук [г’]. Какого цвета должны быть у него башмачки? (Зелёного)
- Почему? (Он мягкий)
Воспитатель рядом со звуком прикрепляет звукового человечка в зелёных башмачках.
- Что ещё можно сказать об этом звуке? (Согласный, звонкий)
- Что общего у звуков? (Они согласные, звонкие)
- А обозначаются эти звуки буквой «Г».
Воспитатель рядом со звуками прикрепляет картинку с изображением буквы Г.
- Вот и ещё одно испытание позади, идём дальше!
5. Испытание «Найди звуки [г] - [г’] в словах»
- Ребята, вы готовы ещё к одному испытанию? Тогда слушайте внимательно: «Чтобы путь продолжить ваш, нужно вам стараться
Отыскать знакомый звук и не ошибаться».
- Ребята, посмотрите, на доске схема слова, нам нужно определить, какой звук [г] или [г’] спрятался в этом слове, и определить в какой части слова он находится.
Дети под руководством воспитателя выполняют задание.
- И с этим испытанием мы прекрасно справились! Двигаемся дальше.
6. Физминутка.
- Ребята, мне кажется, нужно нам немного отдохнуть, ведь мы проделали такой большой путь.
Воспитатель собирает детей в круг. Проводит музыкальную физминутку под песню «А в Африке реки вот такой ширины…»
7. Испытание «Собери слова».
- Ребята, готовы продолжать путь? Дракон уже где-то рядом, я, кажется, слышу его дыхание. А вот и следующее испытание. Проходите за столы.
На столе стоит шкатулка с наборами слогов. И записка:
«Чтобы путь продолжить ваш, дети, поиграйте,
Из слогов слова простые дружно собирайте!»
Перед детьми слова, разделённые на слоги, которые они собирают, объединившись по два человека.
- Вот это да! И с этим заданием вы справились! Отправляемся дальше.
8. Испытание «Фрукты»
На экране изображения экзотических фруктов.
- Вот записка:
«Чтобы путь продолжить ваш, фрукты называйте,
На вопросы старшего, дружно отвечайте!»
- Ребята, что изображено на экране?
- Давайте, посмотрим, какие фрукты растут в Африке.
- Что это? (Банан)
- Банан какой? (Жёлтый, спелый, сладкий, вкусный)
- Как сказать ласково? (Бананчик)
- Придумайте предложение со словом «Банан».(Мама купила вкусный банан. Бананы растут в Африке.)
Такие же вопросы воспитатель задаёт к словам: ананас, апельсин, лимон, абрикос.
- И с этим испытанием мы справились! Идём дальше.
9. Рефлексия.
- Ребята, вы такие молодцы! Как же ловко вы справлялись со всеми заданиями!
- Скажите, что нового вы сегодня узнали? (Познакомились со звуками [г] и [г’])
- Расскажите, звук [г] какой? (Согласный, звонкий, твёрдый)
- А звук [г’] какой? (Согласный, звонкий, мягкий)
- Что вам показалось самым интересным?
- Что показалось трудным?
- Ребята, мы не можем вернуться из Африки без подарков. Посмотрите, сколько сочных фруктов! Положите в корзину апельсин, если вам было интересно, и банан, если вам было немного скучно.
Дети кладут фрукты в корзину.
- Ребята, а вы не забыли, зачем мы вообще забрались в Африку? (Чтобы отыскать дракона)
- Слышите, где-то рядом он спит.
Раздаётся звук храпа. Дети находят дракона.
- Ох, какой же он большой. Давайте погладим его!
- А вы бы хотели представить себя в роли настоящих укротителей дракона?
Дети под руководством воспитателя поднимают дракона и идут по группе.
- Я предлагаю показать дракона остальным ребятам. Ведь драконы просто обожают дружить с детьми. До свидания, дракон! До свидания, ребята!