Светлана Глущенко
«Дикие животные». Рекомендации воспитателям по работе с детьми по лексической теме
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши».
1. Развитие общей и мелкой моторики.
1. Речевая подвижная игра «Звери шли на водопой».
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Темочки:
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Работа воспитателя
- Темочки
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком -"лакают”.)
2. Пальчиковая гимнастика «Зайцы».
Первый зайчик под листочком,
А второй забрался в бочку.
Третий заинька косой
Сидит тихо за сосной.
На пеньке сидит четвертый.
Пятый на бревно залез,
С бревна спрыгнул и исчез.
Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают, где спря-тались зайчата.
2. Развитие дыхания, интонационной выразительности речи, мимики и жестов.
1. «Злой волк»: выражение лица злое, брови нахмурены.
2.«Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.
3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.
4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.
Игры на развитие дыхания
1.«Лиса идёт по следу»: короткие частые вдохи носом.
2.«Согреем лапки»: подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Выполнение артикуляционных упражнений согласно индивидуальных планов по постановке звуков.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование слоговой структуры речи.
1. Упражнение «Прохлопай слова» (делим слова на слоги, играем со словами по лексической теме).
2. Составлять предложения со словами по теме. Чертить схемы предложений.
5. Развитие лексико-грамматических процессов.
1. Называть животное и его детёнышей (по картинкам):
Волк – волчонок – волчата Лиса – лисёнок – лисята
Заяц – зайчонок – зайчата медведь – медвежонок – медвежата
Кабан – кабаненок, кабанята; Белка – бельчонок - бельчата;
2. Части тела животного (нос, лапа, шея, глаз, шерсть, хвост, живот, спина, зубы)
3. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:
заяц – зайцы, лиса – лисы, волк – волки, медведь – медведи, пушистый – пушистые
маленький – маленькие, забавный – забавные, злой - злые и т. д.
4. Понимать и употреблять в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
лиса – лисичка, заяц – зайка, зайчишка, зайчонок, медведь – мишка, волк – волчок, волчишко
лапа – лапка, нос – носик, пушистый – пушистенький, голодный – голодненький, слабый - слабенький
5. Формировать глагольный словарь (ребёнок отвечает на вопросы).
Ищет (что? кого, зовёт (кого, роет, рыщет, бежит, воет (кто? где) и т. д.
6. Словарь определений:
красивый (-ая, пушистый (-ая, серый, рыжая, грязный, трусливый, голодный (-ая, забавный, слабый, маленький и т. д.
7. Слова-антонимы:
Большой – маленький, громкий – тихий, слабый – сильный, сытый – голодный и т. д.
Храбрый – трусливый. Злой – добрый, Домашний - дикий
8. Игра «Назови семью»
(упражнение в словообразовании)
папа - медведь, мама - медведица, детёныши - медвежонок (медвежата);
папа - волк, мама – волчица, детеныши- волчонок (волчата)
папа - заяц; мама – зайчиха, детеныши- зайчонок (зайчата)
папа – еж, мама – ежиха, детеныши- ежонок (ежата)
папа – лис, мама – лисица, детеныши- лисёнок (лисята)
9. Игра «Угадай, кто это?»
(подбор существительных к прилагательным)
Бурый, косолапый, неуклюжий-…. Серый, зубастый, страшный -. .
Хитрая, пушистая, рыжая -. . Маленький, длинноухий, пугливый -. .
Серый -. , косолапый -. , хитрая ---. , колючий -. .
10. Игра «Назови маму»
(употребление родительного падежа существительных)
медвежонок у медведицы лисенок у. Волчонок у …. Бельчонок у….
11. Игра «Кто как голос подает?»
(подбор глаголов к существительному)
лиса - тявкает, медведь - рычит, волк - воет, белка – цокает, еж- фыркает, заяц – пищит, верещит. .
12. Игра «Про кого можно сказать.»
(подбор существительного к глаголу)
охотится -, крадется -, воет -. , кусается -. , пугается -. , скачет -. , переваливается -. , хитрит -. , выслеживает -. .
13. Игра «Кто, где живет?»
(употребление именительного падежа существительных)
В норе живет (кто) - лиса. В берлоге -. В дупле -. . В логове –
14. Игра «Кому чтo дадим?»
(употребление дательного падежа существительных)
Мяco - волку, малину -. мед -. морковку -. , яблоко -. , орехи -. , грибы -. .
15. Игра «Кого нет?».
Лиса – нет лисы. Зайчонок – нет зайчонка. Волчата – нет волчат. Медведица – нет медведицы. Ежата – нет ежат.
16. Игра «Какое слово не подходит?» (4-5 лет)
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
17. У кого, чей хвост? У кого, чьи уши? (4-5 лет)
Чей хвост у лисы? – Лисий. Чьи уши у медведя? – Медвежьи. у зайца? у белки? у волка? у оленя?
у барсука? у рыси? у соболя? у мыши?
19. Кто кем был? Усвоение категорий творительного падежа. Закрепление названий детёнышей животных.
Медведь был… (медвежонком). Ёжик был (ежонком). Лиса была (лисёнком). Волк был… (волчонком). Лось был (лосёнком). Барсук был (барсучонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком). Кабан был… (поросёнком).
6. Развитие связной речи.
Чтение художественных произведений с обсуждением: Л. Толстой «Белка и волк», И. Соколов –Микитов. «Хвосты», «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», Русская – народная сказка «Хвосты».
7. Игры на развитие ВПФ.
1. «Кто лишний лишнее». «Кого не стало». «Подбери детенышей».
2. «Собери картинку» (разрезные картинки).