надя пашкова
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет Тема: «Ткани и одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по образовательной области «Ребенок и общество»
с воспитанниками 5 -6 лет
Тема : «Ткани и одежда»
Цель: формирование и закрепление представлений у детей о тканях и нитях.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о происхождении ткани и нитей (растительного, животного происхождения или искусственные)
2. Систематизировать представления о свойствах разных видов тканей.
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Ребенок и общество“ с воспитанниками 5–6 лет Тема: „Ткани и одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
3. Учить формулировать выводы, делать умозаключения и поощрять выдвижение детьми гипотез.
4. Упражнять в дифференциации одежды по сезону, по назначению, по принадлежности.
5. Развивать познавательный интерес к прошлому.
6. Учить отгадывать кроссворд.
7. Воспитывать уважение к людям, создающим ткани и одежду.
Предварительная работа: Рассматривание одежды, ее частей и назначения. Чтение «Как ткани ткут и нитки прядут» М. Константиновского. Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье», «Как шьют одежду», «Откуда появились нитки», рассказ об истории одежды, ее эволюции; дид. игры «Подбери ткань к одежде», речевые игры «Какой, какая, какие?», сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды», «Ателье».
Оборудование и материалы: для каждого ребенка - вата, лупа, кусочки тканей. Детская и кукольная одежда – иллюстрации; образцы пряжи разной, лоскутки тканей; ноутбук, слайды и мультимедия. Кроссворд.
Начало занятия
Вступительная беседа с детьми.
Задача: заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
Иллюстрации и фотографии современной одежды, слайд.
Воспитатель : - Посмотри скорей вокруг сколько разных в мире брюк,юбок, платьев, шуб, пальто, шляпок, кофточек, манто. (Слайд№2)
В. : - Что всё это? Как назвать одним словом?
В. : - Кто же это все придумал? (ответы детей)
В. : - Посмотрите друг на друга, какая у вас красивая одежда. (ответы детей)
В. : - Какой бывает одежда? (зимней, летней, специальной)
В. : - Одежда зависит от погоды? А еще от чего? (ответы детей)
В. : - Всегда ли люди носили такую красивую одежду? (ответы детей)
В. : - Сегодня я предлагаю совершить путешествие в прошлое одежды, а также вспомнить путь «от нитки до одежды». (ответы детей)
Ход занятия
1. Просматривание слайдов и беседа.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о происхождении ткани и нитей (растительного, животного происхождения или искусственные).
В. : - Давайте немного вспомним об истории человечества на Земле. Когда-то давным-давно, на нашей планете климат был очень теплым, людей было мало и они обходились без одежды. Но жизнь менялась, и человек все больше исследовал, узнавал новое. Общаясь все больше с растениями, он придумал свою первую одежду : набедренную повязку из листьев. Научился переплетать стебли растений, наверное у паука подсмотрел. (слайд №3)
В. : - Постепенно менялся климат, становилось холоднее. Человек добыл огонь, стал жить в пещерах, но и пещеры не спасали от холода. Люди не сидели без дела. Они охотились на животных. Умный человек придумал, что шкура животного может стать одеждой. Они научились шить ее из шкур животных, сшивая костяными иглами. Они даже умудрялись украшать ее бусинами из цветных камешков или раковин с дырочками посередине
В. : - Чтоб в морозы не замерзнуть, чтоб спастись от холодов
Человек в любую шкуру завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала. Закреплял, чтоб не упала,
Костяной иголкой шил и ходил,
и в дождь и в снег в этой шкуре человек! (слайд №4)
В. : - Позже древний человек научился делать ткань из стебельков растений. Это растение называли льном. Когда лен отцветает, его подсушивают, затем обрабатывают, расчесав его стебельки на волокна. Из волокон прядут льняные нити. Ткань изо льна заменила одежду из шкур. Она была уже прочная, длинная, но очень дорогая. (слайд №5)
В. : - Жизнь человека изменялась. Он научился стричь овец, а из их шерсти получать нити и вязать. (слайд №6)
В. : - Также умный человек научился из растения «хлопок» делать одежду. – Как она называется? (хлопчатобумажная) (слайд №7)
В. : - Человек – творец. Так, он изобрел ткацкий станок, с помощью которого прядут нитки и ткут ткани. (слайд №8)
2. Исследование тканей. (слайд №9)
Задачи: Систематизировать представления о свойствах разных видов тканей.
Учить формулировать выводы, делать умозаключения.
В. : - Что это за лоскутки? Давайте рассмотрим их. Они разные или нет? Чем разные? Что общего? (беседа о видах ткани, их назначении, как узнать зрительно)
3. Физкультминутка
П. и. «Вузельчык»
Задача: развіваць узгодненасць рухаў. Выхоўваць пачуццё калектывізму,цікавасць да народнага фальклору.
Апісанне гульні : два ўдзeльнiкi гульні трымаюць у руках паясы, утвараючы вароты ў выглядзе вялiкaгa іголкавага вушка. Астатнія ўдзельнікі становяцца ў рад, бяруцца за pyкii, рухаючыся ўздоуж пляцоўкі, спяваюць:
Іголка — шнырала,
Увесь свет прыбрала,
Прыбрала, абшыла,
Сама голая хадзіла.
Тонкая ды долгая,
Аднавухая ды вострая.
А я тычу — натычу:
Носік стальны
Хвосцік ільняны!
Дзеці праходзяць у вароты, iмiтyючынiткy, якую. зацягваюць у iгoлкy. Апошніў радзе «зацягвае вузельчык»— паясамі скручвае дзяцей, якія ўтвараюць вароты, i вядзе ix за сабой, прыгаворваючы:
Хивсцік ніцяны
Цягну зa сабой.
Праз палаьнo ён праходзщь,
Канец сабе находзіць.
Правілы гульніi : дзеці, якія утвараюць вароты, павінныстаяць адзш адзін каляаднаго на адлегласці нацягнутага паміжiмi пояса (1 м); aпoшнiў радзеігрокякізацягнуў вузельчык, не павінен хутка рухацца, каб не паваліць «зацягнутых» паясамі дзяцей.
4. Д. и. «Узнай на ощупь»
Задачи: Развивать тактильные ощущения. Узнавать ткань на ощупь.
В. : - Давайте поиграем в игру «Узнай ткань на ощупь» (искусственный мех, лён, шёлк, хлопок, драп, шерсть)
5. Д. и. «Кроссворд»
Задачи: учить отгадывать кроссворд.
В. : - А вы знаете, что такое кроссворд? (предположение детей)
В. : - А вы сможете разгадать кроссворд?
В. : - А я помогу, буду вместе с вами, по буквам, записывать отгадки. ( в-ль с детьми рассматривают структуру кроссворда: сторочки-клеточки, клеточка- домик для буквы).
Кроссворд по горизонтали :
В. : - Профессия человека, который кроит одежду. (Портной)
В. : - Кто нам шьет одежду? (Швея)
В. : - Из чего шьют одежду? (Ткань)
В. : - Из чего изготавливают ткань? (нити)
В. : - Из чего изготавливали нити? (волокна)
6. Беседа с детьми о нитях.
Задачи: закрепить свойства нитей.
В. : - Как вы думаете, удобна была ли одежда из шкуры животного? Почему? (плохо держится, намокает, долго сохнет)
В. : - Позавидовал бы нам первобытный человек? Почему?
(Ведь сколько сейчас одежды на любой вкус)
В. : - Загадка: ими вяжут, ими шьют, но сначала их прядут. И в клубочки их мотают, на катушки собирают (Нитки) В. : - Какие бывают нитки? (Рассматривание нитей растительного и животного происхождения, искусственных)
В. : - Поиграем в игру «Да-нет-ка». Я загадала одну из нитей, а вы, задавая мне вопросы, должны её угадать.
7. Экспериментальная деятельность
(Экспериментальная деятельность (с хлопковой нитью-ватой, с льняной нитью и тканью, наблюдение.
Задачи: экспериментальным путём понять способ изготовления нити из волокна. Закрепить свойства льняной ткани. Формировать умение анализировать, сравнивать.
В. : - Перед вами – вата. Вата- это хлопок, только очищенный. Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, вот так, но при этом чуть растягивайте. Что получается? (Нить) Нить не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Так специальные ткацкие станки скручивают нить, переплетают поперечную нить с продольной и получается ткань.
В. : - Посмотрите на ткань через лупу. Что видите)
- А можете вы из всех тканей узнать и показать льняную?
(Эксперименты с льняной тканью, отмечаем её свойства: промокает, пропускает воздух, не рвётся, но легко сминается, нить тонкая, но если взять несколько нитей, то порвать невозможно)
8. д. и. «Хорошо-плохо»
Задача: Рассуждать и высказывать своё мнение.
- Так что же ребята, было в прошлом в одежде человека? Что было хорошего? А что было плохого? (Ответы –рассуждения «Хорошо-плохо».)
Окончание
1. Рефлексия: упражнение «Что понравилось?».
2. Подведение итогов занятия.
- А вот если бы можно отправиться в путешествие в прошлое, что бы вы там хотели посмотреть, куда попасть? (ответы детей)
- Спасибо, ребята! Вы сегодня молодцы!