Алла Данилова
Конспект ООД по образовательной области «Познание» Тема: «Лекарственные и ядовитые растения».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Познание»
Тема : «Лекарственные и ядовитые растения»
Цель: Формировать представление о съедобных и ядовитых растениях.
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Познание“ Тема: „Лекарственные и ядовитые растения“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Ядовитые грибы и растения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Задачи: - учить различать съедобные и ядовитые растения; - познакомить с тем, какую пользу могут оказывать лекарственные растения и какой вред могут нанести организму человека ядовитые растения.
Развивающая среда: предметные картинки с лекарственными и ядовитыми растениями, пазлы-картинки, засушенные лекарственные растения, алгоритм описания растения, шапочка для инопланетянина, шарф, запись музыки космоса, ноутбук,
Организация деятельности
Организационный момент.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!
- Я приглашаю вас отправиться сегодня в космическое путешествие. Хотите путешествовать? Тогда нам пора выбрать маршрут (подходят к ноутбуку, рассматривают звездное небо, раздается звук космического корабля, появляется инопланетянин, он кашляет, не может разговаривать.)
- Кто это к нам пожаловал?
- Что с ним случилось? Мы можем помочь ему? (обматываем шею теплым шарфом)
(Инопланетянин дает флэшкарту, педагог открывает на ней изображения рассыпанных картинок)
- Что с этим надо сделать?
Дидактическая игра «Собери и назови».
Дети объединяются в 2 группы, собирают целую картинку из 10 - 12 частей и называют, что на ней изображено. Педагог и ребенок-инопланетянин следят за выполнением задания.
- Может быть, нашему гостю стало лучше и он сможет с нами говорить? (Инопланетянин начинает разговаривать шепотом.) Как тебя зовут?
- Как вы думаете, для чего ему нужны эти картинки?
- Зачем он прилетел с картинками к нам?
-, что случилось на твоей планете? (На далекой планете, где я живу, все жители заболели и у нас закончились растения, которыми мы лечились.)
- А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?
- Найдите эти растения на целых картинках. (Дети находят растения на картинках).
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Взрослые нас могут научить.
Ведь целебные растения.
Знают все без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
Игра «Опиши растение» (по схеме).
- Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее нашему гостю по схеме.
Рассказы детей (дети составляют рассказ по подгруппам).
(Дети переходят на ковер, на котором разложены картинки с изображением лекарственных и ядовитых растений).
- Только ли зверобой и чабрец можно использовать для лечения простудных заболеваний?
- Назовите их. (Дети называют лекарственные растения)
- (обращается к инопланетянину) : Ты запомнил, какими травами можно еще лечиться? Возьми эти картинки, чтобы не забыть эти растения и знать как они выглядят. (Дает соответствующие картинки инопланентянину).
- Какие лекарственные растения вы видите здесь еще? Для чего они нужны?
- Как вы думаете, а где сейчас, в осенний период, можно найти эти растения?
(Педагог предлагает детям подойти к столам, на которых разложены засушенные лекарственные растения, тряпичные узелки с растениями и аптечные упаковки растений).
- Какие лекарственные средства, в состав которых входят лекарственные травы, встречаются в наших аптеках? (настойки на травах, таблетки на травяной основе)
- Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы.
- А нужны ли людям знания о лекарственных травах?
- Вам они могут пригодиться?
- Мы с вами заготовили немного таких лечебных растений. Попробуем найти их среди душистых узелков, засушенных растений или среди аптечных коробочек.
Фитотерапия.
- У меня есть узелочки, а в них лежат цветочки.
Вы понюхайте, подержите, и название скажите.
Нахождение растений детьми.
(Сначала дети берут ароматные узелки (2 – 3 шт., вдыхают их аромат и пытаются выяснить, какие растения в них находятся. При затруднениях им предлагается сравнить аромат узелка с ароматом засушенных растений на тарелке.)
- А будем ли мы с вами лечить нашего гостя? Как?
- Все ли лекарственные растения из тех, о которых мы говорили, могут помочь при простуде и кашле? Какие? Что мы можем сделать с ними?
Заваривание лекарственных растений.
(Дети насыпают чайными ложками растения в бокалы : каждое растение в отдельный бокал, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцами).
Правила сбора лекарственных растений (по пиктограммам).
- Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора лекарственных растений :
(детям предлагаются картинки с пиктограммами сбора лекарственных растений, которые дети сами придумали ранее. Дети берут по одной пиктограмме и называют одно из правил.)
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- Наши травы уже заварились. Пойдемте вдохнем ароматы заваренных трав.
- Отличаются ли они от запаха высушенных трав?
(Дети дышат ароматом лекарственных трав (высушенных и заваренных, сравнивают их, выделяют знакомые запахи, предлагают попробовать инопланетянину).
- (обращается к инопланетянину) : Понравился ли тебе наш лечебный чай? Ты теперь знаешь, какие растения и где можно найти на нашей планете. (Инопланетян благодарит за помощь, прощается с детьми и уходит.)
Беседа о ядовитых растениях.
- Ребята, у нас остались картинки с растениями, о которых мы не поговорили. Что это за растения? Чем они опасны? Можно ли их пробовать? К каким последствиям это может привести?
Если вдруг ты заболел, не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей с зелеными ветками.
Они и красивы, и очень лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья. (М. Киселева)
- Кто из вас знает о лекарственных растениях, употребление отвара которых в больших дозах опасно
для жизни?)
- Правильно, некоторые растения относятся к ядовитым растениям, но в малых дозах она безопасны и лечебны. Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно.
Итог.
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях. Вот и вы присоединились к тем, кто знает об этих растениях.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного такого
Ароматного чайку.