Луиза Иванова
План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «О чём рассказывает одежда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Образовательные задачи.
Уточнить и расширить представления детей об одежде, видах одежды, её назначении соответственно времени года. Расширить представления об истории возникновения одежды, о способах изготовления одежды в старину. Учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем. Уточнить знания детей о том, как надо ухаживать за одеждой.
Развивающие задачи.
Публикация «План-конспект НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ „О чём рассказывает одежда“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Развивать мыслительные операции: умение классифицировать, обобщать, делать выводы.
Закреплять умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Расширять и активизировать словарь по теме.
Воспитательные задачи.
Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к одежде.
Воспитывать интерес к истории.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
• художественное слово (стихотворение-загадка;
• путешествие в прошлое;
• рассматривание изображений древних людей (на экране);
• рассказ воспитателя об истории возникновения одежды;
• гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»;
• игра «Оденем древнего человека»;
• сюрпризный момент (приход Маши-растеряши);
• дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»;
• игровое упражнение «Что будет, если…»;
• физкультминутка» Одеваемся по погоде»;
• игра «Слушаем внимательно, думаем старательно.
МАТЕРИАЛ: иллюстрации предметов одежды; кукла; сумка с детскими вещами; экран; ноутбук; выкройки предметов одежды, трафареты; цветные и восковые карандаши.
Ход ЗАНЯТИЯ:
-Ребята, я хочу вам прочитать одно стихотворение:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать :
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?
- Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Ребята, как вы думаете, нужна ли одежда человеку? (нужна). А для чего она нужна? (Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога). Правильно, одежда нужна человеку для защиты от погодных условий; одежда также украшает человека. Посмотрите все на свою одежду. Скажите, какая она? (Нарядная, новая, чистая, модная). Вы так красиво одеты, что я любуюсь вами. А как вы думаете, всегда ли люди носили такю красивую одежду? (нет) Правильно. В далекие времена люди жили в пещерах и одежду шили из шкур животных. Дети,а вы хотели бы побывать в прошлом веке и увидеть эту одежду? Тогда сейчас мы попробуем произнести волшебные слова и увидим прошлое.
Крутиться вертится шар голубой,
Крутиться вертится вместе со мной,
Хочется, хочется увидеть мне
Как жили люди в далекой старине.
Закрывайте глаза, не бойтесь. А теперь посмотрите — мы с вами переместились во времени в и оказались в далёком прошлом. (На экране появляются первобытные люди).
Давным-давно у людей не было никаких домов, строить их первобытные люди ещё не умели. Как вы думаете, хорошо или плохо было жить без дома? (рассуждения детей). Поначалу, еще в глубокой древности, у людей не было никакой одежды. С целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром.
Необходимость укрываться от непогоды и защищаться от сил природы, заставила его прибегнуть к шкурам животных, которые он набрасывал на плечи. Так появилось нечто среднее между одеялом и одеждой, что условно можно назвать «покрывалом». Из кишок рыб человек научился делать непромокаемые накидки, а из трав и перьев птиц — набедренные повязки. (На экране возникает изображение древнего человека с набедренной повязкой). А вот и древний человек. Посмотрите на его одежду. Как вы думаете, из чего она сделана?
Правильно, из шкуры животного. Сначала люди выскабливали шкуры, удаляли жир и мясо, затем высушивали и сшивали их, прокалывая костями животных (показывает) В качестве ниток использовали их жилы. Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, что бы с нами произошло? (Замерзли бы) Почему бы мы замерзли? (Потому что на улице сейчас холодно. Наступила поздняя осень. Идут дожди. Дует сильный ветер). Правильно. Погода осенью постоянно меняется. Солнышко то появляется на небе, то исчезает, с тучками в прятки играет. Давайте и мы поиграем с тучками.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло Дети глаза закрывают и открывают
Солнышко тучки-летучки считало.
Серые тучки Глаза вправо
Чёрные тучки Глаза влево
Лёгких – две штучки Глаза вверх
Тяжёлых – три штучки Глаза вниз
Тучки попрятались, тучек не стало Закрыть глаза
Солнце на небе вовсю засияло Широко открыть глаза и поднять руки вверх
- Ребята, если бы вы встретили человека, одетого в одежду из шкур животных, что бы вы посоветовали ему надеть, чтобы не замерзнуть? (Выслушиваются предполагаемые ответы детей).
- А теперь угадайте, что бы я предложила надеть первобытному человеку. Я загадаю загадки, а вы отгадайте (каждый отгадавший загадку ребёнок выходит к столу и находит отгадавшую одежду, обувь и прикрепляет к человеку).
Утром встал и пошел по двум дорогам. \ брюки \
Не сшиты, не кроены, а по цепочке собраны. \ носки \
Длинное, тёплое с меховым воротником и рукавами. \ пальто \
Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу \ шапка \
Два бочонка днем полны, ночью пусты. \ ботинки \
Пять пальцев, как у людей, но пальцы у ней без ногтей. \ перчатка\
Пять чуланов, одна дверь
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят. (перчатки)
В дом войдя, оденьте тапки
А с голов снимите…. (шапки)
Не галстук он, не воротник
а шею обнимать привык
но не всегда, а лишь тогда
когда бывают холода. (шарф)
Дождик посильнее плачь,
я надену новый…. (плащ)
Молодцы, одели первобытного человека. Надеюсь, ему стало тепло.
Со временем у людей появилась одежда из искусственных и растительных тканей, она стала разнообразнее, прочнее и привлекательнее (показ иллюстраций).
Ребята, а хорошо ли вы знаете свою одежду? Всегда ли убираете на место? А как с ней обращаетесь? Ой, кажется, кто-то стучится. (Стук в дверь, воспитатель заносит в группу небрежно одетую куклу с сумкой и представляет её детям) Ребята, познакомьтесь, эту девочку зовут Маша-Растеряша.
Маша-растеряша: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Маша! Маша, а что за сумка у тебя?
Маша-растеряша: Я играла на улице и нашла эту сумку. Теперь ищу хозяев этих вещей.
Ребята, никто из вас не терял одежду? (нет). Давайте всё-таки проверим.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Маша растеряша: Чья это шапка? (эта шапка Полины)
Воспитатель: Чьи эти варежки? (эти варежки Антона)
Маша растеряша: Чей это шарф? (это шарф Владика)
Воспитатель: Чьи брюки?
Маша растеряша: Чье платье?
Воспитатель: Чья куртка?
Маша растеряша: Чей свитер?
Воспитатель: Все вещи нашли своих хозяев! Спасибо, Маша, что нашла наши потерянные вещи. Ребята, а вы обратили внимание, что одежду, которую нашла Маша, мы надеваем в разное время года. Какую одежду мы надеваем зимой? Весной? Летом? Осенью?
Молодцы. Значит, в каждое время года мы надеваем одежду, соответствующую сезону.
А что будет, если летом носить меховую шапку?
Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
Что будет, если в жару не надеть панамы?
Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
Молодцы. А теперь давайте покажем, какую одежду нужно надевать в разное время года.
Физкультминутка.
Мы зимой гуляли - шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли - плащи надевали, Дети имтируют игру в снежки.
Плащи надевали - лужицы считали.
Летом мы гуляли - шорты надевали,
Летом мы гуляли - платья надевали. Прыгают.
По лугу ходили - бабочек ловили. Имитируют ловлю бабочек.
Молодцы. Сели на стульчики.
Мы руками – хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами – топ-топ-топ,
Кулаками постучим,
Сели тихо и молчим.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Слушаем внимательно, думаем старательно»
Я буду называть слова, вы внимательно слушайте и найдите лишнее слово.
• Кофта, рубашка, шапка, брюки.
• Плащ, пальто, куртка, сарафан.
• Сарафан, шорты, шуба, футболка.
• Шуба, шарф, варежки, валенки.
• Рубашка, колготки, платье, шорты.
Молодцы.
-Ребята, у меня к вам есть небольшая просьба. Вам понравилась одежда Маши-растеряши?
Я так и думала. Предлагаю вам сделать Маше новый гардероб. Для этого вы можете использовать выкройки, как настоящие портные и швеи. Как думаете, справитесь? Тогда приступайте к работе. Выбирайте выкройки, обведите их и раскрасьте (дети обводят и раскрашивают детали од- Молодцы! Думаю, Маша будет очень рада новой одежде.