Фадеева Марина
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать учить разбивать множества по двум совместимым свойствам; учить читать символы, алгоритмы.
2. Продолжать учить детей количественному и порядковому счёту в пределах 9, в прямом и обратном порядке; умение ориентироваться относительно себя (справа, слева)
3. Закреплять представления о числовом ряде, цифрах, цветах, геометрические представления.
Материал :
демонстрационный: разветвленный алгоритм, карточки – модели со свойствами предметов, мячики с цифрами, домики, герои сказки, сумка почтальона, 4 конверта, карточки – символы, обручи, Блоки Дьенеша, мольберт, аудиозапись.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Путешествие в Простоквашино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
раздаточный: палочки Кюизенера.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, ребята, что я нашла около нашего детского сада. Это сумка. Сумка почтальона. Кто же ее здесь оставил, а может быть забыл? (Ответы детей). Я знаю одного почтальона. Но он живет не здесь, а в деревне … (Простоквашино). Это почтальон …. (Печкин). Как же так случилось, что он позабыл свою сумку с письмами, газетами, журналами, ведь он никогда с ней не расстается? Наверно очень торопился. Но ведь в сумке лежат (заглядывает) письма, которые ждут жители деревни Простоквашино. Сколько писем лежит в сумке? (дети считают). Что же делать, ребята? Придется нам отправится в деревню Простоквашино, чтобы разнести письма по домам. Согласны помочь Печкину? Но Простоквашино находится далеко, пешком нам не дойти.
— Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня :
Братцы в гости снарядились,
Друг за дружку уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
- Правильно - это поезд. Но наши поезда еще не готовы. А нам надо срочно доставить почту адресатам. Из чего можно построить поезд? (Ответы.) А мы с вами сегодня построим поезда из волшебных цветных палочек. У вас на столах лежат волшебные цветные палочки. Внимательно послушайте, как надо построить поезд:
-В нашем поезде должно быть три вагона. Вагоны должны отличаться между собой по длине и цвету:
- С правой стороны вагон должен быть самый длинный.
- С левой стороны - чуть короче,
- а вагон посередине должен быть самый короткий.
- Сколько вагонов в нашем поезд?
- С какой стороны должен стоять самый длинный вагон? А покороче?
- Где стоит самый короткий вагон?
Ну что ж, приступайте к работе, стройте наш поезд.
Вызывает одного ребенка к доске (он строит поезд из плоскостного варианта палочек Кюзенера).
ВОПРОСЫ :
- Вагон какого цвета у тебя стоит с правой стороны?
- Какой длины оранжевый вагон? (самый длинный)
- А с левой стороны вагон какого цвета? Какой длины?
- Как ты узнала, что он чуть короче оранжевого?
- Вагон какой длины я просила поставить посередине?
- Какого цвета этот вагон?
- Поезда готовы, можно отправляться в путь. А билетом для проезда в поезде будет правильный ответ:
Разминка «Не зевай, отвечай»
- Назови цифру, стоящую после 4
- Что больше 7 или 6? На сколько?
- Между какими цифрами стоит цифра 5?
- Посчитай от 2 до 8
- Какая цифра похожа на лебедя?
- Назови цифру меньше 6 на 1 и т. д.
Молодцы! Поехали!
Звучит фонограмма «Поезд»
- Приехали. Дальше поезд не идет. Посмотрите, какая красивая полянка, сколько много цветов: красные, желтые… (Блоки Дьенеша)
- Какой формы эти цветы? (ответы) А вот и вазы, в которые надо поставить собранные букеты цветов (Два обруча, пересекающиеся между собой). В составлении букетов нам помогут символы. (Рассматривают их).
- В красную вазу мы поставим только… – показывает символ (цвет)
- В зеленую вазу соберем букет из таких цветов… - показывает символ (цвет, форма)
Вот какие красивые букеты стоят в наших больших вазах. Но посмотрите, есть еще одна вазочка, маленькая.
- А какие цветы соберем в самую маленькую вазу, я предлагаю вам подумать самим. Но цветов должно быть поровну в каждой вазе. Кто хочет собрать букет? (Ребенок выполняет на столе у воспитателя).
- Почему ты выбрал именно эти цветы….
Молодцы. Какие прелестные букеты стоят в вазах.
- На этой поляне растут не только красивые цветы. Здесь можно и поиграть. Вот мячики лежат.
Кто-то в мячики играл,
разбросал все и убежал.
- Ребята, мячики не простые, на них написаны… (цифры). (берет несколько и показывает детям) (звучит магнитофонная запись)
Нами дети поиграли,
Всех нас здесь разбросали.
Мы желаем дружно в ряд встать,
По порядку рассчитаться и на полке оказаться.
- Поможем мячам?
Воспитатель предлагает каждому у кого на стульчике приклеена цифра, подойти и взять мяч с такой же цифрой (1-9) (дети берут мяч и встают в ряд)
- Сосчитай сколько всего мячей? (9)
- Посмотрите внимательно на цифры на своих мячах и встаньте по порядку. Я вам немного помогу. Первым должен встать тот, у кого на мяче цифра 1; вторым – у кого цифра 2 и т. д.
Д/упражнение «Встань по - порядку»
- А теперь мы все вместе посчитаем мячи по порядку (первый, второй….)
- А теперь пересчитаем их в обратном порядке: от последнего до первого (Девятый)
Один ребенок.
- Каким по счету стоит синий мячик? А мячик в зеленую полоску?
- Седьмой мячик какого цвета?
- Пересчитай мячи по порядку.
- Вот и мячикам помогли, но до деревни Простоквашино еще не добрались.
Физминутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
- Но пора спешить в Простоквашино. Я предлагаю вам ехать на машине. Вот на этой. Какая машина? (Большая, желтая, прямоугольная (желтый прямоугольный Блок) А вот и дорога. (на доске разветвленный алгоритм). На дороге стоят знаки, которые подскажут нам, как правильно доехать до деревни Простоквашино. Кто из вас повезет нас на машине и будет рассказывать, как едет? (Дети выясняют, что ехать надо по желтой, ведь и машина желтая).
- Но вот опять препятствие на нашем пути. Теперь наша дорога делиться еще на четыре, одна из которых и ведет в деревню Простоквашино. Если выберем правильную - то обязательно сможем довезти письма до жителей. (Дети рассматривают символы на дорожках и выясняют, что надо ехать по той, где нарисован прямоугольник, так как машина прямоугольная). Молодцы, вы все сделали правильно и вот перед нами деревня Простоквашино. (На мольберте вывеска «Простоквашино»)
- В этой деревне стоит 5 домов, которые отличаются друг от друга. В домах живут Матроскин, Шарик, Дядя Федор, Галчонок и почтальон Печкин. Как же нам разнести письма, ведь все дома разные? Ребята, ведь у нас есть адреса на конвертах. Посмотрите. (Рассматривают символы на каждом конверте и определяют, в какой дом надо отнести письмо). Это письмо для…. Это письмо для Шарика. (Аналогично остальные письма). Даже самому почтальону Печкину есть письмо. (Оставляет ему письмо и сумку). Только Галчонку сегодня письмо не пришло. Но не огорчайся Галчонок, ребята тебе напишут письмо, когда вернутся в детский сад. Напишите?
- Нам ребята пора возвращаться в детский сад, а чтобы быстрей вернуться мы полетим на самолете.
Руки в стороны – в полет
Полетит наш самолет.
Сделал правый поворот,
Сделал левый поворот,
Крыльями покачал,
Загудел и задрожал.
Вот закончился полет,
Приземлился самолет!
А вот и наш детский сад! Солнышко нам улыбается!
Понравилось наше путешествие? С какими заданиями мы столкнулись на своем пути? Мы все их выполнили, поэтому смогли разнести письма адресатам. Молодцы! Не забудьте написать письмо Галчонку!