Надежда Афошина
Конспект занятия по математике «Измерение длины» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Измерение длины
ЦЕЛЬ:
сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки;
Задачи: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Публикация «Конспект занятия по математике „Измерение длины“ в старшей группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения; 4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
1) Большой кубик.
2) Образец выполнения задания 5.2.
Раздаточный:
1) 4 полоски одинаковой ширины, но разной длины и цвета к заданию 2.1.
2) Доски от строительного материала (нужной длины по количеству детей, остальные доски короче) к заданию 5.1 .
З) Карточки с числами от 1 до 10.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Какое сейчас время года?
— Как надо одеваться на прогулку зимой?
Воспитатель говорит детям, что Таня, Ваня и их родители собираются на прогулку.
Воспитатель предлагает детям помочь семье подобрать для прогулки теплые шарфы.
— Хотите помочь в подборе шарфов?
— Сможете выбрать для каждого шарф?
2. Актуализация знаний.
2.7. Игра «Шарф».
дети садятся за столы, на КОТОРЫХ находятся 4 полоски одинаковой ши рины, но разной длины и цвета, — это шарфы.
— Сколько шарфов на столе? (4.)
— Хватит ли каждому члену семьи по шарфу? (Да.)
— Почему вы думаете, что хватит? (Потому что шарфов 4 и людей тоже 4, их поровну.)
— Чем отличаются шарфы? (Цветом и длиной.) Члены семьи сомневаются, что шарфы разной длины.
— Как показать, что это именно так?
Дети проговаривают алгоритм сравнения по длине, одновременно выполняя действия:
• выбираем самый длинный шарф;
• из оставшихся шарфов выбираем самый длинный и прикладываем к первому шарфу снизу, совмещая один край, и т. д.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:
— Какой шарф самый длинный, самый короткий? (Например, самый длинный — зеленый, самый короткий — красный.) Оделись —можно и на улицу.
З. Затруднение в игровой ситуации.
З. 1. Игра «Дорога».
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что перед прогулкой Таня и Ваня слушали по радио прогноз погоды. Диктор предупредил: «Осторожно, на дорогах гололедица!»
Маленькая хочет узнать, почему надо быть осторожным в гололедицу. (Потому что дорога очень скользкая, можно поскользнуться и упасть.)
Воспитатель добавляет, что во время гололеда надо быть особенно внимательным при переходе через улицу.
— Почему? — спрашивает маленькая Таня.
Дети вместе с воспитателем рассказывают, что ни одна машина не может остановиться сразу, поэтому может сбить человека, который перебегает улицу.
— Чем дорога зимой отличается от дороги летом? (Зимой дорога скользкая, а летом — нет.)
— Как вы думаете, на какой дороге машине труднее остановиться скользкой зимней или на летней дороге?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям провести опыт и проверить предположение.
Воспитатель предлагает детям пройти по группе и найти место, похожее на скользкую зимнюю дорогу и шершавую летнюю. Как правило, дети выбирают линолеум и палас соответственно. Эти места должны быть в разных концах группы.
Воспитатель берет достаточно большой кубик — это будет машина, как-либо отмечает начало пути, толкает «машину» и отмечает конец пути. Игрушечную машинку брать не стоит, так как показать с ее помощью разницу тормозных путей на зимней и летней дороге не удастся в силу того, что у игрушечной и настоящей машины разные механизмы торможения (во время настоящего торможения колеса у машины не крутятся).
Опыт проделывается два раза — на линолеуме и на паласе.
— На какой дороге машина прошла больший путь?
Дети, как правило, отвечают, что путь на зимней дороге длиннее. Воспи татель выражает сомнение в правильности ответов детей.
— Как можно точно узнать, какой путь длиннее?
Обычно дети не отвечают на этот вопрос.
— Смогли ли вы ответить на вопрос? (Нет, не смогли.)
— Почему не смогли? (Потому что не можем приложить один путь к другому, как делали это с шарфами.)
— Значит, что нам сейчас надо узнать? (Надо придумать способ сравнения по длине, когда мы не можем полоски приложить.)
6. Заказ 481
4. Открытие нового знания.
— Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.)
— Вспомните, когда вы устанете больше — когда пройдете длинный путь или короткий? (Когда пройдем длинный путь.)
— Почему вы больше устанете во время длинного пути? (Потому что сделаем больше шагов.)
— Верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем. Значит, как можно сравнить пути, пройденные машиной?
Выслушиваются все варианты, предложенные детьми. Воспитатель побуждает каждого ребенка (особенно менее активных) высказать свою версию, подбадривает их. В ходе обсуждения он подводит их к выводу, что можно пройти по одной и второй дороге и посчитать шаги, то есть измерить обе дороги. После этого надо сравнить количество шагов.
Воспитатель предлагает кому-либо из детей измерить шагами обе дорожки.
Дети хором считают шаги.
— Сколько шагов-мерок уместилось в первой, второй дорожке? (Например, 5 и 6.)
— Что больше -т- 5 или 6?
— Какая дорожка длиннее? (Длиннее вторая дорожка.)
— Как вы думаете, почему мы шаги называем мерками? (Потому что с их помощью мы измеряли, мерили дорожки.)
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, открыть учебники по закладке (с. 45) и рассмотреть картинку: медвежонок измеряет шагами расстояния между своим домиком и домиками своих друзей.
— Правильный способ измерения вы придумали? Молодцы!
Воспитатель делает вывод: для того чтобы измерить длину дорожки (ленты, полоски и т. д., надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она укла дывается в дорожке (ленте, полоске и т. д.).
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1. Игра «Мост>>.
Воспитатель говорит детям о том, что мерками могут быть не только шаги. Измерять длину можно различными мерками (показывает) : пядями (расстояние между «раскрытыми» большим и средним пальцами, футами (длиной ступни, саженями (расстояние между «раскрытыми» руками)
Воспитатель показывает детям, как это делается, на примере измерения пядями, проговаривая алгоритм.
— При измерении пядями пальцы работают как ноги — делают шаги:
• ставлю большой палец на край предмета;
• средний палец оттягиваю в сторону как можно дальше, как будто де лаю большой шаг;
• приставляю большой палец к среднему — пальцы вместе;
• снова оттягиваю большой палец — делаю еще один шаг и т. д.
Воспитатель предлагает детям представить, что нужно построить через речку мост.
Рекой может служить прямоугольный стол. Поодаль находятся доски от конструктора или картонки. Количество досок нужной длины равно количеству детей, остальные доски короче.
Каждому ребенку предлагается взять одну доску и построить мост.
— Как вы будете выбирать доску для строительства моста?
Дети могут предложить брать по одной дощечке и носить к «реке», примеривая, подходит ли она для моста.
Воспитатель соглашается с таким способом, но говорит, что это неудобно, так как доски очень тяжелые, и если доска не подойдет, то ее придется нести обратно.
— Что нужно сделать для того, чтобы сразу взять доску нужной длины?
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что нужно сначала измерить ширину реки, а потом длину доски и сравнить результаты.
С помощью воспитателя дети измеряют пядями ширину «реки». Для того чтобы не забыть результат, выбирают карточку с нужным числом, например 7.
После этого дети самостоятельно измеряют длину дощечек.
— Сколько мерок у тебя уложилось в длине доски? (Например, 6.)
— Как ты считаешь, можно ли брать такую доску? (Нет.)
— Почему ты считаешь, что нельзя? (Ее длина меньше ширины реки.) Все дети кладут свои мостики через реку.
5.2. Работа в учебнике-тетпади («Игпалочка — ступенька к ч. З). Дидактические задачи:
а) с. 46
«Заполни пустые мешки. Подчеркни в соответствующих числовых равенствах части и обведи в кружок целое. Что интересного в полученных равенствах?»
Воспитатель рассказывает, что после прогулки Таня решила поиграть в школу и попросила Ваню дать ей задание на сложение и вычитание. Но справиться с заданием девочка не может и просит детей помочь ей.
— Хотите помочь Тане выполнить задание?
— Сможете это сделать?
Воспитатель задает вопросы, а дети после обсуждения каждого равенства поэтапно рисуют в свободных мешках нужные фигуры.
— Какие части складывают? (Первая часть — 2 желтых круга, вторая часть — З красных квадрата.)
— Какое будет целое? (2 желтых круга и З красных квадрата.) — Нарисуйте эти фигуры в пустом мешке-целом.
— Что надо положить в пустой мешок во второй строке? Почему? (Надо положить З красных квадрата, так как они дополняют 2 желтых круга до целого.) — Нарисуйте в пустом мешке-части З красных квадрата.
— Каких фигур не хватает в пустом мешке третьей строки? Почему? (2 желтых кругов, так как если их отнять от целого, то останутся З красных квадрата.)
— Что должно лежать в пустом мешке четвертой строки? Почему? (2 желтых круга и З красных квадрата, так как это целое, поэтому части надо составить вместе.)
— Что интересного вы заметили во всех этих равенствах? (В них одни и те же части и целое.)
Воспитатель выставляет для самопроверки первую из таблиц демонстрационного образца Д—2 и рассказывает, как надо проверять выполненное задание:
• надо посмотреть на первую запись, сделанную у себя в тетради,
• затем посмотреть на такую же запись, сделанную на доске,
• если задание выполнено верно, то надо переходить к проверке следующего примера,
• если в тетради есть ошибка, то ее надо исправить.
Справа от мешков записаны числовые равенства. Воспитатель просит детей проверить, верно ли они записаны.
— Почему в первой строчке записано равенство 2 + З = 5? (Потому что в первом мешке 2 фигуры, а во втором — З фигуры.) — Какие здесь части? (2 и З.) — Подчеркните числа 2 и З.
Воспитатель записывает это равенство на доске и подчеркивает в нем числа 2 и З:
2 + 3 = 5.
— Чему равно целое? (5.)
Обведите его в кружок.
Воспитатель дублирует действия детей на доске:
— Проверьте, верно ли записаны остальные равенства, подчеркните в них части и обведите целое.
Дети выполняют задание самостоятельно в течение 1 минуты. Затем воспитатель вывешивает для самопроверки вторую из таблиц демонстрационного образца Д—2 и просит детей объяснить, как составлены равенства и что они в них подчеркнули.
1 -й ребенок:
Равенство записано правильно: в первом мешке З фигуры, во втором — 2 фигуры, а всего 5 фигур. Значит, 2 + З = 5. Здесь 2 и З — части, их надо подчеркнуть, а 5 — целое, обводим в кружок.
2-й ребенок:
Равенство записано верно: от 5 фигур отняли 2 фигуры и получили З фигуры. Значит, 5 — 2 = З. Здесь 5 — целое, обводим в кружок, а 2 и З — части, их надо подчеркнуть.
3-й ребенок:
Равенство верное: от 5 фигур отняли З фигуры и получили 2 фигуры. Значит, 5 — 2 = З. Здесь 5 — это целое, обводим его в кружок, а 2 и З — части, подчеркиваем их.
Таня благодарит детей за помощь.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Что вы сегодня делали? (Сравнивали по длине две дороги, подбирали для реки мост и помогли Тане складывать и вычитать мешки и числа.)
— Какие умения вам помогли сравнить по длине две дороги, построить мост через реку? (Умение измерять длины с помощью мерок.)
Можно предложить детям дома измерить шагами длину и ширину комнаты, пядями — размеры стола и т. п.