Елена Аникина
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Упражнять в количественном и порядковом счете до 10.
Закреплять знание цифр и числового ряда.
Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, определять в какой группе предметов больше, меньше, поровну, отвечать на вопросы «Сколько?».
Закреплять представление детей о геометрических фигурах и телах (круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, куб, конус, умение распознавать их на ощупь, группировать фигуры по признаку формы.
Упражнять в составлении изображений предметов из геометрических фигур.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе по сказке В, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Катаев В. П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Развивать умение употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: между, рядом, около, за, перед.
Побуждать обозначать соотношения по величине словами: короче, длиннее, уже, шире.
Развивать у детей тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Закреплять образование и употребление родительного падежа, единственного числа существительных.
Закреплять навыки правильного четкого произношения звуков. Развивать фонетический слух.
Продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы.
Развивать логическое мышление, зрительное внимание и память.
Ход занятия
Психолог настраивает детей на занятие.
Воспитатель: - Ребята, только, что почтальон принес в наш детский сад письмо. Сказал, что оно для детей группы «Знайки». На конверте написано, что оно из сказки. Давайте откроем конверт и узнаем, из кокой сказки пришло письмо. (Открывают конверт. В нем – иллюстрация из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева)
Беседа по иллюстрации:
Из какой сказки письмо?
Кто написал сказку?
Как звали девочку?
Кто дал Жене цветок?
За что она получила его?
Воспитатель: - Ребята, на обратной стороне письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Сильный ветер сорвал все лепестки с моего цветка, и я не успела загадать желание. Лепестки разлетелись по волшебной математической стране. Пожалуйста, помогите мне их собрать!»
Вопросы по прочитанному:
Кто написал письмо?
Что случилось у Жени?
Где разлетелись лепестки?
О чем нас просит Женя?
Воспитатель : - Ну что, поможем Жене? Нам нужно отправиться в волшебную страну "Математики", выполнить все математические задания и собрать лепестки.
- Сколько лепестков нужно собрать?
- Чтобы попасть в математическую страну, нужно произнести волшебные слова из сказки. А ваши ладошки вам помогут.
Дети произносят слова из сказки с движениями.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в волшебной математической стране!
Воспитатель: - Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и представим, что мы летим высоко, высоко в небе. Пролетаем над домами, над деревьями. Легкий ветерок несёт нас в волшебную страну. Держитесь крепче, глазки не открывайте. Вот и показалась математическая страна. Нам нужно приземлиться. Присаживайтесь скорее. Открываете глазки. Все удачно приземлились? Вот и хорошо. Давайте посмотрим, куда же мы попали.
(Дети входят в группу. Главная стена украшена цифрами)
Воспитатель: - Вот мы и в математической стране. Посмотрите какая-то корзина. В ней карта, она поможет найти нам правильный путь. В корзину мы будем складывать лепестки. Посмотри, откуда начать путь. На карте дом. Сколько в нем этажей? Значит он какой? (многоэтажный). Давайте к нему подойдем. В этом доме живут цифры. Но что случилось?
Цифры в ссоре, вот те на.
Надо цифры померить
И их строй восстановить.
- Нужно поселить цифры в квартирки так, чтобы получился правильный цифровой ряд!
Математическое задание «Сложи числовой ряд»
Примерные вопросы:
С какой цифры начинается числовой ряд?
На какой этаж поселим единицу?
Какая цифра идёт после единицы?
На каком этаже поселим двойку?
А за двойкой посмотри, вступает цифра….
Покажи цифру 3 при помощи пальчиков.
За тремя идет…
На какой этаж поселим 4?
Назови соседей числа 4.
Какую цифру ищем дальше?
Какое число идет после пятерки?
Назовите соседей числа 6
Какую цифру будем искать дальше?
Напишите 7 в воздухе, на ладошке пальчиком.
Какую цифру ищем теперь? Почему?
На какой этаж поселим 8?
Назовите соседей числа девять
Из каких цифр состоит число 10?
- Давайте сосчитаем этажи и проверим все ли цифры на своих местах.
Порядковый счет
- Сколько этажей в доме? Значит он какой?
- Мы всё сделали правильно, значит, где-то должен быть лепесток.
Дети находят первый лепесток под камнем.
- Давайте посмотрим по карте, куда идти дальше. Перед нами дорожки. Сколько их? Они одинаковые? (одна прямая, другая кривая)
- Нам нужно выбрать дорожку самую короткую из двух. Как вы думаете, по какой дорожке пойдем? Почему? (прямая линия короче кривой)
Дети приставным шагом проходят по короткой дорожке и находят лепесток под камнем.
- Сколько теперь у вас лепестков?
- Куда же мы попали? Здесь никого нет.
Гном – Как это нет? А я?
Воспитатель – А ты кто?
Гном – А вы кто?
Воспитатель – Мы дети из детского сада «Ромашка» ищем лепестки от цветика – семицветика.
Гном – А я гном Потеряшкин. Тоже всегда все ищу, потому, что теряю.
Воспитатель – А ты не видел здесь лепестков от цветика – семицветика?
Гном – Видел, но я вам их не отдам. Помогите мне сначала найти разноцветные фигурки, а то я их потерял.
Дети ищут фигурки, не находят.
Воспитатель – А где ты играл ими в последний раз?
Гном – В моей любимой песочнице.
Игра на развитие мелкой моторики рук: «Найди фигурки»
(Дети в контейнере с горохом находят разноцветные геометрические фигуры, говорят о том, что они нашли и помещают фигуры на магнитную доску)
Воспитатель – Как назвать всё это одним словом? (геометрические фигуры)
Гном – Надо бы пересчитать, все ли вы нашли.
Воспитатель – Чтобы легче было считать, разложим фигуры по группам.
Упражнение на умение группировать фигуры по признаку, считать их, соотносить число с цифрой, определять каких фигур больше, меньше, поровну.
Воспитатель – Ну что Потеряшка все верно?
Гном – Да, все правильно. Но мне так жалко с вами расставаться. Оставьте мне что-нибудь на память.
Дети делают из геометрических фигур цветок на магнитной доске.
Воспитатель – Ребята, давайте сосчитаем, сколько лепестков на нашем цветке (4). Как его можно назвать? (Цветик – четырёхцветик).
Гном – Спасибо, ребята. Я покажу этот красивый цветик – четырёхцветик своим друзьям гномам.
Пальчиковая гимнастика «Стали гномы гостей созывать»
Гном отдает детям два лепестка за хорошую работу. Дети подсчитывают количество лепестков.
Воспитатель – Ребята нам пора, давайте посмотрим на карту куда идти. Перед нами кочки. Скачем через них до следующей остановки.
(Дети рассаживаются на стулья перед партой полукругом. На парте лежит чудесный мешочек)
Воспитатель – Ребята, нам нужно отгадать, что лежит в чудесном мешочке. Сделаем это на ощупь.
Игра «Чудесный мешочек»
(Дети достают из мешочка геометрическое тело и отгадывают его на ощупь)
Игра «Чего не стало?»
(Дети отворачиваются, закрывают глаза. Воспитатель убирает одно геометрическое тело. Дети отгадывают чего не стало, и вспоминают место нахождения геометрического тела, используя в речи слова: между, рядом, после, за, первый по счету, последний.)
Дети находят ещё один лепесток, подсчитывают количество лепестков, смотрят по карте дальнейший путь.
Воспитатель – перед нами дорожка (скамейка, на которой разбросаны счетные палочки и пуговицы). Но здесь непорядок! Давайте соберём все предметы в ванночку освободим путь. (Дети собирают пуговицы и палочки в ванночки и проходят по дорожке к реке.)
Воспитатель - Перед нами река. А кто живет в реке? В этой реке нет ни одной рыбки. Давайте заселим рыбок в реку и сделаем их из счетных палочек и пуговиц, которые мы нашли на дорожке.
Дети делают рыбок из палочек и пуговиц
Воспитатель – За отличную работу полагается награда! (Дети находят ещё один лепесток).
Дети смотрят по карте дальнейший путь.
Воспитатель – Перед нами два моста. Они одинаковые? (Один мост узкий, другой широкий.) Нам нужно выбрать безопасный мост. По какому мостику пойдём? (По широкому)
Дети переходят на другой берег. Находят последний лепесток. Выходит девочка Женя с цветком в руке. Цветок без лепестков.
Женя – Ребята, здравствуйте. Как хорошо, что вы пришли. Я целый день хожу по математической стране и никак не могу найти лепестков от цветика – семицветика. Как же я теперь попаду в сказку?
Воспитатель – Не переживай, Женя! Мы выполнили все задания и нашли все лепестки.
Женя – Давайте, скорее, вернем лепестки на место!
Дети собирают цветок, цепляют лепестки на места.
Женя – Сосчитаем лепестки? (Один ребенок считает количество лепестков).
- А вы знаете, что число 7 не простое. Оно встречается и в других сказках. В каких? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- А чего бывает только 7? (Дней недели, семь цветов у радуги, 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
- Хорошо, что на земле есть 7 нот, можно сложить из них хорошую весёлую песенку.
Песня «Цветик – семицветик» с движениями.
Женя – Ребята, мне пора возвращаться.
Воспитатель – Женя, разреши дать тебе несколько советов, пока ты не ушла. - Ребята давайте расскажем Жене, какие желания лучше загадывать.
Дети – Перед тем как загадать желание, хорошо подумай, так ли оно необходимо.
- Желания должны быть добрыми, кому-то помогать.
- Не загадывай глупых, ненужных желаний.
Женя - Спасибо, ребята. Я обязательно учту все пожелания. За ваше старание и помощь я хочу подарить вам цветики – разноцветики. Они растут в моей сказочной стране.
Женя дарит детям цветики из конфет.
Воспитатель – Женя, как же нам вернуться домой?
Женя - Идите тем же путём, не забудет сказать волшебные слова и загадать желание.
Дети возвращаются к началу пути, произносят волшебные слова с движениями:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Воспитатель – Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Я хочу поблагодарить вас за вашу смелость, ваши знания!