Татьяна Крампит
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Времена года. Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Выявление уровня сформированности математических представлений детей. Закрепление временных представлений (времена года). Закрепить умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короне, самый короткий. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Работа над пониманием вопроса «Который по счету?» Закреплять навыки отсчитывания предметов и счета на слух. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Совершенствование навыка измерения объема жидкости с помощью условной мерки. Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, речевого слуха, координации речи с движением, тонкой моторки.
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, произвольности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Инт. доска, коврограф, на доске изображения муравейника, ветки разной длины и муравьи, запись голоса кукушки, контейнеры с разноцветными нотками, маленькая лейка и три лейки побольше, ведро с водой, салфетки
1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко».
Сообщение темы занятия, создание положительного эмоционального фона занятия. Закрепление временных представлений (времена года). Развитие речевого слуха.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их на стульчики, стоящие полукругом)
Педагог. Начинается учебный год. Наступила осень. Но разговор наш будет о лете и посвящено наше сегодняшнее занятие
Для начала я предлагаю вам игру «Подскажи словечко».
За окном веселых птичек стая. Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял. Значит, к нам опять пришла.
Дети. Весна.
Педагог. Слушайте следующую загадку.
В чистом небе солнце светит ярко.
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно.
Дети. Лето.
Педагог. А вот следующая загадка.
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй, раскрасавица.
Дети. Зима.
Педагог. И последняя загадка.
С веток листья быстро облетели,
Дождь с утра, и в тучах неба просинь.
В огороде овощи поспели.
По приметам видно — это.
Дети. Осень.
Педагог. А теперь назовите времена года по порядку, начиная с лета.
Дети. Лето, осень, зима, весна.
Педагог. Теперь назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Педагог. Какое время года бывает между осенью и весной?
Дети. Между осенью и весной бывает зима.
Педагог. Какое время года наступает перед осенью?
Дети. Перед осенью наступает лето.
2. Игра «Муравьишки чинят дом». Закрепить умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короне, самый короткий. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Работа над пониманием вопроса «Который по счету?»
Педагог. Ребята мы отправимся в лес и там поиграем. Летом в лесу, можно увидеть самых разных насекомых и нужно быть очень внимательным. А вот смотрите, что это. Конечно это муравейник. Давайте заглянем в гости к нашим знакомым муравьям.
Муравьишки чинят дом —
Тащат ветку впятером.
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень трудно их считать.
Сосчитайте по порядку муравьев, которые тащат березовую ветку.
Дети. Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
Педагог. Который по счету муравей не такой, как все остальные муравьи?
Дети. Третий по счету муравей отличается от других муравьев по цвету. Он рыжий, а все остальные муравьи коричневые.
(Педагог помещает изображение дубовой ветки с одним листочком, которую тащат три муравья.)
Педагог. Сосчитайте по порядку муравьев, которые тащат дубовую ветку
Дети. Первый, второй, третий.
Педагог. Который по счету муравей не такой, как все остальные муравьи?
Дети. Второй по счету муравей отличается от других муравьев по размеру. Он маленький, а другие муравьи большие.
Педагог. Точно.
(Педагог помещает изображение ветки осины, которую тащат четыре муравья.)
Педагог. Сосчитайте по порядку муравьев, которые тащат осиновую ветку.
Дети. Первый, второй, третий, четвертый.
Педагог. Который по счету муравей не такой, как все остальные муравьи?
Дети. Четвертый по счету муравей отличается от других муравьев по размеру. Он большой, а все остальные муравьи маленькие.
Педагог. А теперь давайте сравним по длине ветки, которые тащили муравьи. Что нам для этого нужно? Дети. Нам нужна мерка.
(Педагог достает мерку — полоску пластмассы. Дети с помощью мерки измеряют длину веток и по предложению педагога расставляют их по порядку, от самой длинной до самой короткой, а потом делают вывод.)
1-й ребенок. Березовая ветка самая длинная. Она длиннее и тополиной, и кленовой веток.
2-й ребенок. Ее длина четыре мерки.
3-й ребенок. Тополиная ветка короче березовой ветки.
4-й ребенок. Ее длина три мерки.
5-й ребенок. Кленовая ветка — самая короткая. Она короче и березовой, и тополиной веток.
6-й ребенок. Ее длина две мерки.
(Педагог убирает пособия с коврографа.)
3. Игра «Кукушка». Закреплять навыки отсчитывания предметов и счета на слух. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.
Педагог. Послушайте, чей голос вы слышите?
Дети. Кукушку.
Педагог. Давайте мы поиграем и посчитаем. Вы должны будете отсчитать и положить перед собой столько зеленых ноток, сколько раз кукушка скажет: «Ку-ку!» (Педагог включает запись. Дети слушают ее, отсчитывают и выкладывают в ряд перед собой зеленые нотки)
Педагог. Сколько раз прокуковала кукушка?
Дети. Кукушка прокуковала два раза.
Педагог. Послушайте кукушку опять, отсчитайте и положите перед собой столько оранжевых ноток, сколько раз кукушка скажет: «Ку-ку!»
(Педагог включает запись. Дети слушают ее, отсчитывают и выкладывают во второй ряд перед собой оранжевые нотки.)
Педагог. Сколько раз прокуковала кукушка?
Дети. Кукушка прокуковала пять раз.
Педагог. Послушайте кукушку снова, отсчитайте и положите перед собой столько голубых ноток, сколько раз кукушка скажет: «Ку-ку!»
Педагог. Сколько раз прокуковала кукушка?
Дети. Кукушка прокуковала три раза.
Педагог. Каких ноток у вас больше всего? Сколько их?
Дети. Больше всего оранжевых ноток. Их пять.
Педагог. Каких ноток меньше всего? Сколько их?
Дети. Меньше всего зеленых ноток. Их две.
Педагог. Сколько всего «ку-ку» сказала кукушка?
Дети. Кукушка сказала «ку-ку» всего десять раз.
Педагог. Как получилось число десять?
Дети. Кукушка сказала «ку-ку» два раза, потом пять раз и потом еще три раза. Мы положили две зеленые нотки, пять оранжевых ноток и три голубые. Всего десять ноток.
(Дети убирают нотки в контейнеры)
4. Упражнение «Угадайте, где мы были». Развитие координации речи с движением.
Ребята, смотрите какая чудесная лесная полянка, давайте поиграем.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать знакомое упражнение.)
Дети бегут по кругу друг за другом на носочках, руки держат на поясе.
(Педагог предлагает детям полежать две-три минуты, закрыв глаза и полностью расслабившись, а потом правильно выводит их из состояния релаксации.)
5. Упражнение «Польем цветочки». Совершенствование навыка измерения объема жидкости с помощью условной мерки.
(Педагог ставит на стол одну маленькую лейку и три лейки побольше, а также ведро с водой.)
Педагог. Ребята в лесу давно не было дождя, посмотрите, цветочки совсем завяли. Что нужно сделать? Полить. Каждый кустик мы будем поливать из отдельной лейки. Только вот досада — каждый кустик должен получить столько воды, сколько войдет в маленькую красную лейку. Остальные лейки слишком большие. В них войдет слишком много воды. Что же делать?
(Дети совещаются, а потом предлагают педагогу свое решение.)
Дети. Нужно маленькой красной лейкой зачерпывать воду из ведра и по очереди наливать в большие лейки. Тогда в каждой лейке будет столько же воды, как и в красной лейке.
(Дети наливают воду в лейки и поливают растения. Педагог предлагает им протереть руки бумажными полотенцами.)
6. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(По предложению педагога дети вспоминают, что им было интересно делать на занятии. Затем педагог оценивает деятельность каждого ребенка.)