Нина Агуреева
Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе для детей с ТНР «Как Зима строила снежный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как Зима строила снежный дом»
Цель:
Развитие психомоторной сферы как основы для коррекции речи у дошкольников с ТНР.
Задачи:
1. Активизировать словарь детей по теме «Зима».
2. Развивать общую моторику, мелкую моторику кистей рук, артикуляционного аппарата, мимическую мускулатуру лица.
3. Способствовать регуляции мышечного тонуса.
4. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, слуховое восприятие.
Публикация «Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе для детей с ТНР „Как Зима строила снежный дом“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
5. Развивать чувство темпа и ритма в движениях и речи, умение выполнять движения в соответствии с характером музыки.
6. Совершенствовать голосовые функции.
7. Воспитывать правильное речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Оборудование: иллюстрации по теме «Зима», по 2 палочки на каждого ребенка, ритмические карточки.
Ход занятия:
1. Вход: дети входят в зал цепочкой, исполняя хороводный шаг под РНМ «Метелица».
2. Логопед : - Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу загадать вам загадку.
Загадка:
Много снега на дворе,
Все деревья в серебре.
Кто, скажите, знает,
Когда это бывает? (Зимой)
3. Логопед : - А сейчас давайте споем зимнюю песенку-распевку, и помогут нам наши руки.
«Снег-снежок» муз. Машканцевой.
Снег-снежок, снег-снежок, (наверху «фонарики»)
Белая метелица, («моторчик» перед собой)
Снег-снежок, снег-снежок, (наверху «фонарики»)
На дорожку стелется, («фонарики» сверху вниз)
Снег-снежок, снег-снежок, (наверху «фонарики»)
Замело дорожки, (руками перед собой вправо-влево)
Снег-снежок, снег-снежок, (наверху «фонарики»)
Тает на ладошке. (раскрыть ладони перед собой.
В конце подуть на воображаемую снежинку)
4. Логопед : - Дети, какие признаки зимы вы знаете? (Ответы детей)
- А чтобы вы лучше все запомнили, я предлагаю вам поиграть.
Речь с движением «Приметы зимы»
Зима нам приносит : (руки вытянуть вверх)
Метель, («моторчик» перед собой)
Снегопад, («фонарики» сверху вниз)
Ветер, (движения руками наверху вправо-влево)
Холод, (обнять себя за плечи двумя руками)
Деревьев красивый наряд, (руками через стороны рисуют круг наверх,
Лыжи, (скользящие движения ладонями по бедрам,
Санки, (стучать перед собой кулачками друг о друга,
И коньки, (скользящие движения ладонями перед собой,
И веселые деньки (хлопки).
5. Логопед : - С каждым днем становится все холоднее и холоднее.
Чистоговорка со звуками [л, л,]
Ла-ла-ла, к нам опять зима пришла (хлопки)
Ул-ул-ул, ветер северный подул (качают руками над головой)
Тель-тель-тель, на дворе метель («моторчик» перед собой)
Лю-лю-лю, зиму русскую люблю («фонарики» над головой)
6. Логопед : – Зима балуется, снегом засыпает деревья и дома, дорожки и пути. Не проехать, не пройти. Ой, сколько снега выпало! А какой снег?
Упражнение «Назови, какой снег»
(подбор определений к слову «снег» - белый, легкий, пушистый, колкий, холодный, мокрый, искристый и т. д.)
7. Логопед :- Как хорошо прокатиться на санках по белому снежку!
Двигательное упражнение «Санки» муз. А. Филиппенко
(Дети стоят по двое друг за другом, первый подает руки назад, второй за них держится. Дети легко бегут на носочках по кругу, с окончанием музыкальной фразы приседают, затем встают и поворачиваются в другую сторону, чтобы первый стал вторым, а второй первым. Затем бегут в другую сторону и т. д.)
8. Логопед : - Но больше всех рады зиме звери. Выбежали они на полянку и встали вокруг елки.
Артикуляционная гимнастика:
- Зайчики рады, что их шубка стала не серая, а какая? (белая)
Упр. «Зайчик». Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
- А лиса не нарадуется на свой пушистый рыжий хвост.
Упр. «Лисичка улыбается». Растянуть губы в улыбке.
- А волк по лесу шныряет, еду себе добывает.
Упр. «Волк». Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу.
9. Логопед : - А сколько зимой забав! Во что вы любите играть? (ответы детей) Вот и Зима решила сделать из снега для себя дом, снежный и холодный. Давайте поможем Зиме построить такой дом.
Ритмическая игра «Строим дом для Зимы» (с палочками)
Туки-ток, туки-ток, застучал наш молоток.
Для Зимы построим дом и с крылечком, и с окном.
С окнами ледяными, ставнями расписными.
Туки-ток, туки-ток, замолчал наш молоток.
Вот готов наш снежный дом, Зиму жить сюда зовем.
(дети стучат палочками в соответствии с ритмическим рисунком стихотворного текста)
10. Песня о Зиме «Пришла зима» муз. Вихаревой.
11. Логопед : - Построила Зима дом, интересно, кто же придет к ней жить? Слышите? Легкие, нежные звуки («Вальс-шутка» муз. Шостаковича) Кто же прилетел к домику Зимы? (Снежинки) И мы с вами сейчас превратимся в Снежинок, и все вместе поиграем.
Игра на внимание «Снежинки, летайте»
(под музыку Шостаковича дети легко кружатся по залу (импровизация детей).
Снежинки, летайте, летайте, летайте,
А ну-ка, все в пары скорее вставайте,
(А ну-ка, по трое скорее вставайте,
А ну-ка, в четверки скорее вставайте.)
Логопед : - Пригласила Зима Снежинок в свой снежный домик.
12. – А тут сестра-Метелица по лесу идет, песни вьюжные, холодные распевает.
Фонопедическое упражнение «Звуки зимы»
Поет Метелица свою песню,
(дети произносят звук [О] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает.)
Завывает ветром.
(дети тянут звук [У], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой).
Кружит снегом.
(звук [А] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.
Увидела Метелица снежный дом, стала в окна к Зиме стучаться.
(произносят коротко, остро в разных регистрах слова «тук-тук, тук-тук, тук-тук» и «стучат» кулачками)
Зимушка и ее пригласила к себе жить.
13. – А за окном братец-Буранушка расходился-распотешился, вихри снежные крутит, воет, дороги заметает.
Речь с движением «Буря мглою…» (стихи А. Пушкина)
Буря мглою небо кроет (круговые движения руками перед собой)
Вихри снежные крутя («моторчик перед собой)
То как зверь она завоет (пропевают, как волк: УУУУУУ)
То заплачет, как дитя ( пропевают: Уаааа)
(голосом дети передают настроение стихотворения)
14. Логопед : - Бушевал братец-Буранушка да ослаб, закончились его силы. Где бы передохнуть, силушку восстановить? Видит, снежный дом, а у окошка Зимушка сидит. Попросился Буранушка к сестрице. Она и его пустила. Стали все вместе жить. По утрам по своим делам разлетаются: кто снегом метет, кто деревья укрывает, а кто детишек забавляет.
А чтобы за домом своим следить, решила Зима охранника слепить. Да охранника непростого, чтоб и дом охранял, и за порядком смотрел. Сказано – сделано. Давайте поможем Зимушке слепить Снеговика-охранника.
Речь с движением «Снеговик»
Раз рука, (правая рука в сторону)
Два рука, (левая рука в сторону)
Лепим мы Снеговика. (руками «лепим» снежки)
Мы скатаем снежный ком, (ладонями от себя «катают ком»)
Вот такой. (чуть согнувшись, показывают руками большой ком)
А потом поменьше ком, (ладонями от себя «катают ком»)
Вот такой. (показывают руками перед грудью ком)
Наверху поставим мы маленький комок, (ладонями от себя «катают ком»)
Вот такой. (показывают ладонями рук маленький комок)
Снег, («фонарики» наверху)
Ведро, (прямую ладонь положить на голову)
Морковка, (пальчиками «вытягивают» нос)
Да уменье и сноровка (хлопки руками)
И готов Снеговичок, очень милый толстячок. (руки на пояс, небольшие повороты вправо-влево)
15. Логопед :- Ночью сильный был мороз, Снеговик к земле прирос. Как же будет он ходить, снежный домик сторожить? Давайте научим Снеговика ходить с помощью наших ритмических карточек.
Ритмическая игра «Прохлопай ритм»
(Дети прохлопываю ритмический рисунок, изображенный на карточках, одновременно проговаривая его: «Топ-топ-топа-топ», «Топа-топа-топа-топ» и т. д.)
16. Логопед :- А сейчас давайте проверим, как мы научили ходить Снеговика.
Темпо-ритмическое упражнение «Снеговик шагает»
Топа-топ, топа-топ, (дети ногами протопывают ритм)
Снеговик гулять идет (дети продвигаются вперед, делая 4 шага)
Топа-топа по дорожке (дробный шаг на каждый слог)
Веселей шагайте ножки (дети продвигаются вперед, делая 4 шага)
17. Логопед : - Пока Снеговик учился ходить, домой вернулись Зимушка-Зима, сестрица-Метелица и братец-Буранушка. Увидели они Снеговика и от радости пустились в веселый зимний хоровод «Ой, ты, Зимушка-зима» муз. Агафонникова.
18. Логопед : - Вот какие удивительные чудеса происходят в сказочное зимнее время.