Любовь Кобелева
«Берегите птиц». Конспект занятия по окружающему миру и знакомству детей с творчеством В. Бианки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития познавательного интереса детей к книгам о природе через творчество Виталия Валентиновича Бианки.
Обучение
1. Познакомить детей с природным миром через произведения писателя и натуралиста Виталия Валентиновича Бианки.
2. Сформируйте представление о том, что из книг можно почерпнуть много новых знаний.
3. Познакомить детей с биографией Виталия Валентиновича Бианки.
Развитие
1. Развивать способность чутко относиться к природе, учитывать ее закономерности и особенности.
2. Развивать связную речь и восприятие фонем.
3. Продолжать развивать умение внимательно слушать рассказы, понимать их содержание и отвечать на вопросы.
4. Развивать умение изображать персонажей и их взаимоотношения.
5. Обогащайте и расширяйте словарный запас детей: орнитолог, белогрудая сова, карлик, ледяная пещера, брошенный ребенок, пеночка, белохвостая малиновка.
6. Развитие фантазии, воображения и творческой деятельности.
Воспитание
1. Развивайте любовь к природе и заботу о птицах.
2. Развивайте сочувствие к персонажам романа и личное отношение к прочитанному.
3. На примере персонажей произведений автора развивать чувство справедливости, доброту ко всему живому, желание заботиться о них.
4. Способствуйте созданию положительных эмоциональных переживаний, чувствуйте и понимайте личности персонажей истории.
Образовательные направления: развитие речи, познание, искусство и эстетика, физическое развитие.
Основные задачи:
• Поговорите с детьми о биографии В. В. Бьянки;
• Обзор иллюстраций к повести В. В. Бианки;
• Участвуйте в городских мероприятиях по кормлению птиц;
• Книжная выставка: «Первая охота», «Календарь синичек», «Подкидыш». «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лесная газета», «Сова», «Шальная птица», «Кто чем поет?», «Лесной колобок — колючий бок»;
• Прочитать рассказы: «Кто что поет?», «Безумные птицы», «Брошенный ребенок»;
• Художественно-творческая деятельность по мотивам произведения: лепка «синица», рисование «птички на озере», наклеивание «птичье гнездо»;
• Посетить ближайший водоем (пруд) в парке «Евковка»;
• Внимательно рассмотрите иллюстрацию «Жизнь птиц зимой»;
• Посмотрите на семейное фото «Как мы кормим птиц».
Методы и приемы: игры, беседы, экскурсии, объяснения, эмоциональная визуализация слов, иллюстрации, фотография.
Работа с родителями: Консультирование по теме «Воспитание любви к природе через творчество В. В. Бианки»
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, фонограммы песен, тематические презентации, мультимедийные инсталляции, видеоклипы с изображениями персонажей произведений В. В. Бианки.
Материалы: портрет писателя, книги по тематике курса, записи песен «Песенка синиц» (музыка и слова М. Галушки, «Птички» (музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденова, исторические материалы, иллюстрации к рассказам В. В. Бьянки.
Воспитатель: Дети, закройте глаза и послушайте. Что чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, что мы делаем, когда гуляем каждое утро?
Ответы детей.
Воспитатель: Кстати, давайте покормим птиц. Зачем мы это делаем? Давайте вспомним, как мы добрались до пруда в парке.
Ответы детей.
Звучит песня «Песенка синички» (музыка и слова М. Галушки)
Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из рассказа и запомните его название (чтение фрагмента)
Ответы детей.
Воспитатель: Да, эта история называется «Подкидыш», и ее автор — Виталий Валентинович Бианки.
Вопросы для детей:
- О ком говорится в рассказе?
- Как назывались птенчики? (каменка)
- Какие яйца у каменки? (голубые)
- Кто разорил гнездо? (мальчики)
- А у пеночки – пересмешки (розовые с черными точками)
- Сколько яичек было у птички? (6)
- Сколько яичек удалось спасти? (1)
- Сколько яичек вывела пеночка – пересмешка? (четыре)
- Чем кормила пересмешка подкидыша? (гусеницей)
- Как отблагодарил приемыш свою новую мать? (грел яйца)
Воспитатель: Виталий Бианки обладает огромной любовью к природе, пониманием природы и чувством природы, с которыми никто другой не может сравниться. Конечно, мы все любим природу. Но иногда встречаются люди, которые по-особенному относятся ко всему живому. И природа мало-помалу раскрывает свои сокровенные тайны, словно она чувствует и ждет момента, чтобы поделиться с ними своими самыми сокровенными секретами. Перед таким человеком самые страшные животные усмирятся, а самые своенравные растения расцветут пышными цветами. Ребята, сегодня я приглашаю вас зайти в наш книжный уголок, чтобы посмотреть книжную выставку.
Дети пришли в читальный уголок.
Воспитатель: Одним из людей, обладавших этим удивительным даром, был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки, с которым я хотела бы вас сегодня познакомить.
Показать портрет.
В. Бианки написал много сказок и рассказов о природе. Многие из них мы уже прочитали. Сегодня я расскажу вам о жизни и творчестве этого писателя.
В. В. Бианки родился в Санкт-Петербурге. С детства его интересовало все, что «дышит, цветет и растет». Его отец был ученым-орнитологом (орнитология — раздел науки, изучающий птиц, а мать будущего писателя так хорошо разбиралась в растениях, что любой увядший куст под ее руками расцветал. Маленький Виталий пытался понять, о чем говорят птицы, почему когти крота и ноги цапли такие разные, почему природа наделила одну птицу очень длинным носом, а другую — очень маленьким, почему одни животные строят свои жилища на деревьях, другие — в открытых полях, а третьи — под водой. Каждое лето семья покидала город и отправлялась в село Лебяжье. Именно там он совершил свое первое путешествие в лес. С тех пор лес стал для Бианки волшебной страной. Бианки считает отца своим главным лесным учителем. Именно он научил сына записывать свои наблюдения. С течением лет они превратились в увлекательные истории и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказками». В них нет «волшебной палочки» или чего-то такого, чего бы не существовало, но когда мы их читаем, мы словно живем вместе с птицами и животными, слушаем их разговоры и участвуем в их приключениях.
Разминка
Мы с тобой входим в лес.
Сколько здесь чудес!
(Посмотрите направо, посмотрите налево)
Это деревья в лесу.
(Поднимают руки)
Ветер сдул росу.
(сгибание рук)
Это птицы летят к нам.
(Плавно разведите руки в стороны)
Как тихо они парят.
(Оборачиваются)
Крылья были сложены.
(Заведите руки за спину)
Дети наклонились и присели на корточки.
На экране появляются слайды-иллюстрации из рассказа «Кто чем поет».
Воспитатель: Дети, в какой истории живут эти персонажи?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, из рассказа «Кто чем поет» В. Бианки.
Прочитайте отрывок из рассказа.
Воспитатель: Как поют цапли? аист? дятел?
Ответы детей.
Воспитатель: О ком эта история: «Он вытянул хвост, откинулся назад, повернул голову и сунул нос в ветку».
Ответы детей.
Воспитатель: Да, совершенно верно. Видно, как точно и тонко писатель наблюдает и слушает природу.
Послушайте музыку «Маленькой птички». Т. Попатенко и Н. Найденов
Воспитатель: Дети, Виталий Бианки очень любит отгадывать лесные загадки, оставленные животными. Давайте предположим:
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает - Рассказывает о жизни (Сова)
- Без рук и без топора построил хижину (гнездо)
- Из-под скамейки торчат иголки и булавки, они смотрят на меня, они хотят молока (ёжик)
- Кто ложится спать осенью и встает весной? (Медведь)
- Пушистый хвост, золотистый мех, живет в лесу, ворует кур из деревни (лиса)
Воспитатель: Дети, какой рассказ В. Бианки мы недавно прочитали? (Сумасшедшая птичка). О ком и о чем идет речь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, дети, вы очень хорошо и правильно ответили на вопросы. Вам понравился рассказ В. Бианки? Да, конечно, книги Виталия Валентиновича Бианки учат нас дружбе, добру, погружают нас в сказочный волшебный мир, где добро побеждает зло, а мудрость торжествует над глупостью и невежеством. Рассказы Виталия Бианки знакомят нас с животным миром, поскольку в рассказах Бианки фигурируют птицы, насекомые и животные. Истории учат нас любить природу и заботиться о ней, потому что люди и животные неразрывно связаны.