Татьяна Мацаева
Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам. Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал. Для воспитателя: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Сороки в конверте. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене – плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.
Ход
Звучит аудиозапись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?
Дети. Голоса птиц.
Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…
Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети. Зимующие.
Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от сороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом «Детский сад «Солнышко». Детям старшей группы».
Воспитатель (читает письмо).
«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»
Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки: «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.
Воспитатель. Какую птицу вы сложили?
Дети. Сороку.
Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?
Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.
Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
Первая загадка
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Вторая загадка
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Третья загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.
Воспитатель. Где живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
Затем дети выполняют третье задание Сороки : «Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички»).
Птички в гнездышке сидят (дети приседают)
И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны).
Погулять они хотят
И тихонько все летят (дети «разлетаются», машут руками, как крыльями).
Снова в гнездышке сидят (дети приседают).
Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови!».
Воспитатель.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем –
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.
- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.
- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.
- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.
- Вороны – всеядные птицы.
- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.
Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц!». На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.
Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.
Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».
Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.
Дети выполняют шестое задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.
Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.
Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц, и выполняют седьмое задание Сороки: «Наполни кормушку для зимующих птиц». Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.
Образец: «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные».
Затем дети выполняют восьмое задание Сороки: «Назови правила подкормки птиц!». Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.
Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)
Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».
Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».
Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.
Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно. Постепенно создают альбом «Птицы» и дарят его детям средней группы.