Марина Крайнова
Конспект занятия по краеведению для старшей группы детского сада «Дзержинка трудовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
Блок Программы «История»
Тема: «Моя Дзержинка трудовая». История возникновения трудового района»
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная деятельность, коммуникативная, конструктивная, двигательная
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по краеведению для старшей группы детского сада „Дзержинка трудовая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• Расширять представления детей о жизни и развитии района в годы ВОВ, эвакуации заводов.
• Формировать знания о заводах, как они возводились и развивались.
• Закреплять знания о развитии района.
• Совершенствовать речь, активизация словаря (перепрофилировать, щебень, галька, мрамор, гранит.
Развивающие:
• Развивать внимание, память.
• Развивать речь, мышление.
• Развивать умение коллективно действовать.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства и уважительное отношение к истории родного района.
• Способствовать становлению у детей инициативы в самостоятельной конструктивной деятельности по данной теме.
Планируемый результат: предпосылки УУД: умение слушать, выражать свое мнение, рассуждать на тему, выполнять задание по заданному правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка и пр.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал) : фотографии по теме,
музыкально-литературные:
средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: магнитная доска, стульчики по количеству детей
раздаточные материалы: конструктор лего (на подгруппы)
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этапы образовательной
деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Дети заходят в группу, где стоит постройка из стульев, воспитатель говорит, что это машина времени, на которой можно отправиться в прошлое, воспитатель спрашивает, не хотели бы дети тоже отправиться в прошлое, тогда, когда наш Дзержинский район только основывался Дети заходят, смотрят что стоит постройка из стульев, начинают спрашивать что это так стоят стулья.
Дети отвечают что хотят
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности Воспитатель приглашает детей занять места в машине времени, дети рассаживаются, воспитатель говорит, что они полетят в прошлое, спрашивает детей: «А как вы думаете, что значит прошлое и можно ли его изменить?». «Да, ребята, вы правы прошлое изменить нельзя можно только с ним познакомиться, вы хотите с ним познакомиться? Тогда нам нужно на нашей машине полететь в это прошлое, а, чтобы наша машина времени полетела, нужно произнести заклинание.
Заклинание: «Сим сало бим, машина вверх поднимим, полетели, полетели, полетели».
Дети рассаживаются, отвечают, что прошлое это, то, что было очень давно и изменить его никак нельзя.
Дети вместе с воспитателем произносят заклинание.
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
«Открытие» детьми новых знаний, Способа действий. Воспитатель начинает рассказ о прошлом нашего района, когда он только начинал основываться.
Показывает первую фотографию, на которой изображена стройка. Задает вопрос: «Скажите мне ребята, что, по вашему мнению, изображено на этой фотографии?» Да, вы правы, это идет строительство, а как вы думаете, что же это строится. А строится, ребята, первый завод в нашем районе. Назывался первый завод в нашем районе Горнозаводской и производил он горное оборудование, это оборудование использовалось при добыче песка, щебня, гальки, мрамора, гранита. Посмотрите, ребята, как тяжело было вручную забивать сваи в землю, раньше не было специального оборудования, при помощи которого люди строили или, вернее, было очень мало и делали очень многие работы вручную, а теперь чтобы забить сваи используют специального помощника и называется он – пресс. Завод построили, вот посмотрите это первая проходная этого завода, видите, что сделано все из дерева он сколько-то времени проработал и его перепрофилировали в завод, который стал выпускать первые военные самолеты, и до сих пор здесь выпускают самолеты. Ребята, посмотрите, может быть кто-нибудь узнал современную проходную этого завода, как он называется, правильно, ребята, завод имени Чкалова. Вот такая проходная стала у этого завода, сделана она уже не из дерева как первая, а из кирпича и какая большая и красивая. Возник этот завод еще до войны, которая была в нашей стране, люди не только строили, но им же еще нужно было где-то жить, поэтому стали возводить первые дома. Сначала возводили землянки, посмотрите, это такое помещение, которое строилось из земли, сначала рыли большую яму, потом эту яму закрывали досками и сверху насыпали землю, сбоку прорывали окошко или не прорывали тогда было темно, освещалось все свечами, печка, которая топилась там называлась буржуйка, пока она топилась в помещении было тепло, но такое жилье было не долго. Стали строить другое жилье, которое было из дерева в один или два этажа, один большой коридор из коридора небольшие комнатки, называлось такое помещение – барак. Ни света, ни воды, ни туалетов в этих помещениях не было. Вот в таких условиях жили люди и строили первые заводы.
Но тут началась война с фашистской Германией. Война была страшная, долгая, много городов разбомбили, много людей погибло. Чтобы иметь возможность делать военную технику, снаряды, нужно было эвакуировать заводы и людей в тыл. Вот таким образом к нам эвакуировали много заводов из Москвы, Санкт-Петербурга (тогда этот город назывался Ленинград) и других городов. И нужно было не только поставить станки, но и возвести стены, построить жилье для людей. А война шла. Фронту были нужны снаряды, самолеты. Поэтому люди работали даже под открытым небом. Еще не успели построить цеха, а люди уже делали снаряды, выпускали самолеты, танки, орудия
Давайте с вами представим, что мы с вами летчики, которые получили новые самолеты с завода. Как вы думаете, они рады новым самолетам? Давайте мы с вами тоже порадуемся и полетаем на новеньких красивеньких самолетах!
Приземляемся на аэродром.
Но фронту нужны были не только самолеты. Бои шли не только днем, но и ночью. А для этого нужны были прожекторы, которые освещали наступление армии.
Так из Москвы эвакуировали прожекторный завод № 644, который выпускал прожекторы для фронта, а знаете ребята почему он был под номером, потому что он был секретный и производил секретное оборудование, это его прожекторы горели, когда маршал Жуков наступал на Берлин, столицу Германии, армия которой напала на нашу страну. А затем после войны этот завод переименовали в «Электроагрегат» и после войны он производил кофеварки, которые могли варить не только кофе и чай, но и сосиски и яйца. Вот такие истории.
А теперь давайте рассмотрим с вами из чего состоят заводы. Вот видите какие большие помещения это называется цеха, именно в них производят продукцию, вот посмотрите в одном цехе собирают хвост от самолета, в другом крылья, в третьем основу самолета и в самом большом главном цехе собирают из этих частей весь самолет. Ребята, скажите зачем, по вашему мнению, вообще нужны заводы. Да, ребята, заводы — это то место где можно делать различную сложную продукцию от какой-нибудь самой маленькой до самой большой. А вы хотите оказаться не месте тех самых первых рабочих, которые возводили первые заводы в нашем районе. Тогда нам нужно вернуться в садик и тоже построить свои заводы и производить свою продукцию, а как нам это сделать, ваши предложения. Помните, как мы с вами попали в прошлое на машине времени, правильно, читали заклинание, так давайте и сейчас прочитаем заклинание.
Заклинание № 2 «Окарась, мокарась в наш садик возращайсь».
Дети отвечают, что это что-то строят
Дети отвечают, что не знают.
Дети смотрят фотографии
Дети смотрят, задают вопросы
Дети встают на ножки «превращаются в самолеты», летают по группе
Дети садятся на стульчики.
Дети высказывают свое мнение
Дети говорят свои предложения
Дети вместе с воспитателем произносят заклинание
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Дети возвращаются из прошлого, рассаживаются на паласе и по подгруппам им раздается большой конструктор лего, для постройки заводов, а затем маленький для постройки самолетов или машин. Воспитатель: - ребята, мы с вами распределимся на паласе и будем возводить свои заводы, не забудьте, что они состоят из цехов. В одном цехе мы будем делать хвост от самолета, в другом каркас самолета и в третьем крылья в самом большом собирать наш самолет из частей. Дети делают. После осматриваем все поделки, говорим комментарии, хвалим.
Дети берут конструктор и начинают строить свои заводики
Дети говорят про свои поделки
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? напомните, пожалуйста, куда мы с вами летали и что видели, о чем мы с вами сегодня поговорили, где мы с вами были. Что вы сегодня узнали нового?
А что мы с вами строили? Дети отвечают
Рефлексия Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего, что запомнилось, а что не понравилось. Что вы чувствовали, когда видели фотографии строящихся заводов, бараков. Хотели бы вы жить в то время. Рассуждения детей. Дети говорят что им понравилось, что не понравилось, что запомнилось больше всего