Наталья Рудник
Конспект беседы «О хлебе» с детьми старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела
Воспитатель первой категории:
Рудник Наталья Геннадьевна
Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности
Публикация «Конспект беседы „О хлебе“ с детьми старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход беседы.
Воспитатель: Для того чтобы узнать о чем мы с вами сегодня поговорим, необходимо отгадать загадку:
«Он и мягкий, он и пышный, он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый, без него плохой обед,
вкусней его на свете нет.» (хлеб)
Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги и пирожки.
Ребята, хлеб нужен каждому из нас каждый день, без хлеба не проживешь. Ведь он и сытный, и полезный, и любимый всеми нами. Русские люди во все времена ценили этот продукт. И сегодня мы поговорим с вами о хлебе. А вам интересно узнать:
– Как попал хлеб к нам на стол? Какой путь он прошел? Кто вырастил его?
Вот мы об этом и побеседуем. В народе говорят: «Хлеб всему голова». Хлеб нужен всегда человеку, с маленького возраста до самой старости. Как же получается хлеб, который мы покупаем в магазине или печем дома?
(Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Воспитатель: Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Труд земледельца – труд тяжелый. Еще с осени земледельцы начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю, поля, на которых будет расти будущий урожай. Весной, когда теплое солнышко согреет землю, а весенние дожди сделают землю влажной, начинают сеять зерна пшеницы, ржи, овса, ячменя. Появляются всходы, зеленые ростки.
Затем растения начинают колоситься, цвести. В колосе образуются мучнистые зерна.
– В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья.
Вот они колосья.
Показ и рассматривание колосков и зерен, используя обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий.
– Как вы думаете, чтобы выросли такие полные зерна колосья, что для этого еще нужно (Ответы детей)
Да, колосьям необходим дождь и много солнца. Раньше во время праздников пели:
– Дай же нам небо, хлеба богатые, с корнем глубоким, с зерном обильным.
– Когда поле зеленеет, оно волнуется от ветра, как море. А когда хлеб созревает, все поля становятся золотистого цвета.
Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на элеватор где зерно должно просохнуть, дальше его везут на мукомольный завод. Там зерно мелют до состояния муки.
Затем мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
После того, как хлеб выпекли, грузовые машины доставляют его в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Послушайте русские поговорки о хлебе :
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб – кушай, добрых людей слушай
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
Воспитатель: Ребята выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять.
Весной давно, мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски, полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора, выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
А сейчас послушайте, как появился хлеб и как его выращивали в старину.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти
семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась. Затем в ручную люди сеяли зерно, а осенью при помощи специального серпа срезали колосья и делали снопы для просушки, а затем зерно молотили с помощью цепа. Зерно отвозили на мельницу и перемалывали в муку.
Загадки о хлебе.
-Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
- Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье. …
Ну и объедение! (Баранка или бублик).
- Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб).
- Что на сковородку наливают.
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует
бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что ”Хлеб-это наше богатство, достояние”.
Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно и уважительно будете относиться к хлебу. Берегите его и цените.