Алла Одинцова
Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада «Для чего птице перья?»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?».
Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.
Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада „Для чего птице перья?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Новизна: комплексная исследовательская деятельность.
Задачи исследования :
- изучить материал в энциклопедической литературе;
- выяснить особенности оперения птиц;
- изучить строение и назначение перьев птиц;
- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;
- выяснить значение перьев в жизни птиц.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для исследований
2. Перья : маховые, пуховые
3. Камни
4. молнии
5. Емкость с водой, растительным маслом
6. Лупы, проволока, кисточки
7. Ножницы, клеенка
8. Гуашь, силуэты птиц в полете
9. Цветные перья
1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель вносит коробку для исследований
-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).
Загадываю загадку:
«По лесу летало, в воде бултыхалось.
В воду упало и сухим стало
Перо.
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
Дети проходят за столы.
- Чем отличаются птицы от диких зверей?
(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
Поставить на доску схему оперения птиц.
- Тело птиц покрыто перьями.
- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).
Показ крыльев разных птиц.
- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.
- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).
- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
- Перо легкое или тяжелое?
Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Вывод: перо легче, чем камень.
- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
- Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)
- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)
- Стержень пустой, поэтому перо легкое.
- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
- Какие еще перья лежат у вас на столе?
- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?
Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)
«Как с гуся вода»
- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
Ролик «Экологическая катастрофа»
- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
3 ЧАСТЬ.
- Где в быту нам может пригодиться перо?
- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
ИТОГ.
- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).
Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?».
Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.
Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.
Новизна: комплексная исследовательская деятельность.
Задачи исследования :
- изучить материал в энциклопедической литературе;
- выяснить особенности оперения птиц;
- изучить строение и назначение перьев птиц;
- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;
- выяснить значение перьев в жизни птиц.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для исследований
2. Перья : маховые, пуховые
3. Камни
4. молнии
5. Емкость с водой, растительным маслом
6. Лупы, проволока, кисточки
7. Ножницы, клеенка
8. Гуашь, силуэты птиц в полете
9. Цветные перья
1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель вносит коробку для исследований
-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).
Загадываю загадку:
«По лесу летало, в воде бултыхалось.
В воду упало и сухим стало
Перо.
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
Дети проходят за столы.
- Чем отличаются птицы от диких зверей?
(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
Поставить на доску схему оперения птиц.
- Тело птиц покрыто перьями.
- С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).
Показ крыльев разных птиц.
- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.
- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).
- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
- Перо легкое или тяжелое?
Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Вывод: перо легче, чем камень.
- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
- Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)
- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера - внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)
- Стержень пустой, поэтому перо легкое.
- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
- Какие еще перья лежат у вас на столе?
- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?
Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)
«Как с гуся вода»
- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
Ролик «Экологическая катастрофа»
- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
3 ЧАСТЬ.
- Где в быту нам может пригодиться перо?
- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
ИТОГ.
- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).