Марина Метлицкая
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Волшебная бумага» для воспитанников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности для воспитанников 4–5 лет
Учебно-методический комплект: Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, САНПиН, ФГОС ДО, самостоятельная разработка (презентация, ноутбук, проектор.
Оборудование: емкости водой, подносы, листы бумаги на каждого воспитанника, фломастеры на каждого воспитанника, халаты по количеству воспиатнников.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Волшебная бумага“ для воспитанников 4–5 лет» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание коллекции бумаги, загадывание загадок о предметах, выполненных из бумаги, беседа «Как изготавливают бумагу», просмотр видео ролика «Как изготавливают бумагу»
Методы и приемы: Игровые – физ. минутка, дыхательное упражнение
Словесные – художественное слово, вопросы проблемного характера, беседа, рассказ
Наглядный – показ как рвется бумага, иллюстрации для чего нужна бумага, вода в тарелке
Практический - самостоятельная деятельность воспитанников, экспериментирование
Планируемый результат: используемые в ходе в совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств воспитанников : умение адаптироваться к ситуации, самостоятельность, любознательность; овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; умение работать в группе; творческое и абстрактивно-логическое мышление; распределение и переключение внимания; зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимательность, активность в процессе экспериментирования.
Цель: Формирование у детей 5-го года жизни знаний и представлений о бумаге, ее свойствах
Задачи по образовательным областям
Познавательное развитие:
- дать представление о свойствах бумаги (рвется, определение на ощупь, бумага мнется, сворачивается, издает звуки);
- создать условия для выявления свойств и качеств бумаги;
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие;
- обратить внимание детей на значение бумаги в нашей жизни : для чего нужна бумага.
Речевое развитие:
- активизировать активный словарь детей новыми словами – рвется, мнется;
- закреплять правильное произношение звуков [р] и [ш].
Социально-коммуникативное развитие
- формировать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность при работе с водой;
Физическое развитие
- выполнять разученные ранее движения под речевую инструкцию педагога;
- формировать умения сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении.
Художественно-эстетическое развитие Развивать воображение и фантазию детей посредством рисования.
Содержание деятельности воспитателя
В : Воспитатель обращает детей внимание на чей-то плач. Оказалось, что это плачет книга.
К: - Мне все листики помяли
Все погнули и порвали
Картинки вырезали
И в лужу окунали
Мной играли во дворе
Вместо книжки стало две
Помогите ребятишки
В: - Ах какая ты бедняжка
Тебе очень тяжко
Гнать не будем тебя прочь
Нужно книжки нам помочь
В: - Поможем книге дети?
В: - Как можно помочь книге?
Д: - Мы ее отремонтируем!
В: - А из чего сделана эта книга?
Д: - Из бумаги
В: - Из чего изготавливают бумагу?
Д: - Из дерева
В: - Где ее делают?
Д: - На бумажной фабрике
В: Бумага бывает разная
В: - Дети, чтобы помочь книги нам предстоит выяснить, чего боится бумага. Как помочь бумажным вещам, попавшим в беду, обрести прежний вид
К: - Возьмите меня с собой, я тоже хочу знать какими свойствами обладает бумага
В: - Ты будешь нашим помощником
Надеваем белые халаты, сегодня мы будем учеными
В: - Отправляемся в нашу лабораторию и самостоятельно проведем опыты
В: - Дети, давайте повторим правила поведения в лаборатории
Д: - 1. Внимательно слушать воспитателя
2. Не шуметь, не мешать друг другу
3. Выполнять все задания
Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью.
-Какой он?
Гладкий, тонкий…
Опыт № 1. «Бумага мнется» (схема «Смятая бумага», «Кубик»)
В: - Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумагу будем мять!
Мы бумагу будем мять!
Свои ручки развивать!
Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?
В: - Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать? А из чего делают бумагу? (из дерева) Попробуйте смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?
Вывод: дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, а бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.
Опыт № 2.«.«Летающая бумага» (схема «Бумага в воздухе»)
В: - На столах лежат полоски фольги (конфетная обертка). Может ли бумага летать? Для этого нужно нам на нее подуть, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем ртом, при этом губы делаем трубочкой
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда на них подуть они разлетаются
Опыт № 3.«.«Разрывание бумаги» (Схема «Порванная бумага»)
В: - Я предлагаю вам два вида материала: бумагу, ткань.
В: - Нужно разорвать бумагу.
Д: - бумага быстро и легко рвется на полоски.
В: - Затем нужно разорвать ткань
Д: - ткань не рвется
Вывод: ткань прочнее, чем бумага
В: - Я предлагаю Вам не много размяться, и стать художниками
В: -На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,
И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,
И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,
Поле – разводят руками от груди в стороны,
Дождик – стучат пальчиками по ладошке,
Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.
Опыт №4 «Рисование на бумаги»
В: - Давайте попробуем (на столах лежат листики т фломастеры, каждый нарисует на своем листке солнце. Ну что получилось
Вывод: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги - на бумаге можно рисовать.
Опыт № 5 Вода и бумага» (Схема «Капля»)
В: - берем альбомный лист и положим бумагу в ванночку с водой. Что произошло с бумагой?
Д: - В ванночке бумага намокла
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный
В: - Дети, мы сегодня с вами проводили опыты с бумагой. Мы сегодня были учеными.
К: - А что вы узнали нового, интересного о бумаге?
В: - А теперь подойдите ко мне и мы все вместе подведем итог, что мы знаем о бумаге?
Подведение результатов экспериментирования
Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги :
В: - бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу мокнет, боится воды
- бумага легкая
В: - Дети, а из чего же делают бумагу?
К: - Если мы – книги, сделаны из дерева, значит каждая порванная ребятами книжка - это срубленное дерево. Чем меньше будет деревьев, тем хуже будет природа.
К: - Теперь Вы знаете из чего мы сделаны и как с нами нужно обращаться, не мять, не рвать, не бросать в воду.
В: - Дети мы должны вылечить наши книги? Заберем книги домой, и попросим родителей отремонтировать книги вместе с вами.
К: - Скажите дети, понравилось ли вам занятие?
В: - Я вам раздам маленькие книжечки, а вы положите на стол того опыта который вам больше всего понравился
К: Спасибо Вам, ребята.
- Я думаю, что мои друзья книги вернуться в детский сад отремонтированными и будут радовать вас
В. : Ну, что ж молодцы ребята, вы теперь многое знаете о бумаге.