Елена Хоцян
Конспект занятия по художественной литературе. Средняя группа. Тема: рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Социум»
Раздел: Художественная литература
Тема : рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
Цель детской художественной литературы и устного народного творчества, умения оценивать простые взаимоотношения героев.
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе, Средняя группа, Тема: рассказывание русской народной сказки „Маша и медведь“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Задачи: Учить следить за развитием действий, понимать смысл произведения. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения.
Предварительная работа: упражнения «Займи свое место», «Помоги Маше выбрать дорожку», д/и,п/и «У медведя во бору», пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять.»
Оборудование: фланелеграф, лента, мнемотаблица по сказке «Маша и медведь», иллюстрация к сказке, элементы костюмов сказочных героев, настольный театр, куколы би-ба-бо, две ленты (широкая и узкая)
Словарная работа: дремучий, глушь, чаща, короб, лукошко
Билингвальный компонент: аю - медведь, ыз - девочка, орман - лес, жидек – ягоды.
Этапы
деятельности Управленческие действия педагога Деятельность детей
l этап
Мотивационно-
побудительный Организация сюрпризного момента:
предложение отправиться в сказочное путешествие на автобусе.
Обыгрывание ситуации: чтобы отправиться в путь нужно занять свои места
Игровое упражнение «Займи свое место»
Цель: воспитывать умения в выполнении слаженных действий
Демонстрирует красивую книжку
- «Кто догадался, какую сказку мы будем сегодня слушать?» Проявляют заинтересованность.
идут за воспитателем, держась одной рукой за ленту, останавливаются, около заранее расставленных стульчиков
рассаживаются на стульчики
Высказывают предположения, сказка «Маша и медведь», потому что на обложке нарисован медведь с коробом, а в коробе сидит девочка. Соглашаются с предложением педагога отправиться в лес и встретиться там с Машей и медведем.
ll этап
Организационно – поисковый
Предложение послушать русскую народную сказку «Маша и медведь»
Маша пошла в лес с подружками за грибами и ягодами, и мы сейчас тоже пойдем с вами в лес за ягодами.
Предложение поиграть в игру «За ягодами»
Цель:воспитывать умения действовать по сигналу
Продолжает рассказывать сказку
«Лес, в который пошла Машенька с подружками был дремучим (густой и темный). Вот Машенька кустик за кустик, деревце за деревце и ушла далеко от подружек. Стала она аукаться, звать подружек. «Ау-ау подруженьки!»
Побуждение к действию: давайте мы с вами поможем Машеньке подружек позвать.
Обращение внимания на фланелеграф с картиной из сказки : предлагает найти на ней Машеньку.
Напоминание, что подружки собирали ягоды в лукошко
Выполнение пальчиковой гимнастики
Предлагает послушать продолжение сказки.
«Пришла Маша в самую глушь леса и видит – стоит избушка, подошла она к избушке, постучала в дверь – не ответил ей никто. Зашла она в избушку и думает: «Кто же здесь живет?».
Организация мимической гимнастики «Маша и медведь»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на произведения устного народного творчества.
Предлагает послушать продолжение сказки.
Подвижная игра «У медведя во бору»
предлагает послушать сказку дальше и узнать, а смогла ли Маша убежать от медведя?
Проведение беседы содржению сказки :
Демонстрация фрагмента сказки с использованием настольного театра и кукол би-ба-бо.
Возвращение из сказочного путешествия в группу
Билингвальный компонент: Внимательно с интересом слушают сказку
Выполняют игровые действия в соответствии с текстом
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.
Спелых ягод наберем, наберем.
(дети идут друг за другом)
(идут и собирают воображаемые ягоды)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка,
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
(руки сначала вверх, потом - вниз)
(хлопают в ладоши)
Рассаживаются на стульчики
аукают, зовут Машеньку
рассматривают иллюстрацию, находят за деревом Машу, потому как ножки видны за елкой.
рассматривают корзинку с ягодами
Выполняют движения в соответствии с текстом и проговаривают слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы гулять,
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной,
Землянику мы найдем
и братишке отнесем.
(сгибают пальчики в кулак начиная с большого)
(кулак разгибаем и показываем ладошку)
(загибаем пальчики на другой руке)
(слова разгибаем пальчики и показываем ладошку)
внимательно слушают продолжение сказки, утверждают, что в избушке живёт медведь
одевают элементы костюмов сказочных героев : мальчик – медведь, девочка – Маша. Дети показывают движения и мимику героев сказки. Медведь - большой, неуклюжий, сердитый
Маша - прыгает веселая, добрая. Остальные воспитанники группы все вместе повторяют мимику и движения за Машей и медведем.
У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь не спит,
На детей все глядит
Опрокинулась корзина
За детьми медведь и кинулся.
(дети гуляют, ягоды рвут)
(медведь делает вид, что спит)
(догоняет детей)
Поддерживают беседу, отвечают на вопросы:
- Как Машенька перехитрила медведя? (Напекла пирожков для дедушки с бабушкой).
- Куда она положила пирожки? (В короб).
- Кого она попросила отнести пирожки? (Медведя). - Где спряталась Машенька? (В коробе).
- Что сказал медведь, когда устал? (Сяду на пенек, съем пирожок).
- А что Маша ему сказала? (Не садись на пенек, не ешь пирожок).
слушают продолжение сказки с использованием настольного театра и кукол би-ба-бо, возвращаются в группу
Повторение слов на казахском языке: аю - медведь, ыз - девочка, орман - лес, жидек – ягоды.
Коррекционная работа с детьми ОВ Игровое упражнение «Помоги Маше выбрать дорожку»
Цель: развивать умение находить предмет по существенным признакам (величина) часть детей предложили пойти по узенькой дорожке, потому что по широкой, ходит медведь, часть других предположила, что если идти по широкой тропинке, то придешь в деревню.
lll этап
Рефлексивно – корригирующий Предложение вспомнить, что случилось с Машенькой по мнемотаблице.
Проведение рефлексивного круга:
какую сказку слушали?
чем помогали Маше?
можно ли ходит в лес без сопровождения взрослых? Рассматривают мнемотаблицу, рассказывают, что случилось с Машенькой, отвечают на вопросы:
- Куда пошла Маша с подружками?
- Что она нашла в самой чаще леса?
- Кто жил в избушке?
- Как Маша перехитрила медведя?
- Что говорила Маша медведю, когда он хотел присесть на пенек?
- Почему медведь оставил короб с Машей около ворот, а сам убежал?
Рассказывают, что слушали сказку «Маша и медведь», помогали Маше звать подружек, показали Машеньке дорожку для возвращения домой. Рассуждают, что нельзя выходить из дома без сопровождения взрослых
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: действия с мнемотаблицей, эмоциональную отзывчивость на произведения детской художественной литературы и устного народного творчества
Понимают: смысл произведения
Применяют: умения слушать сказки, рассказы, стихотворения.