Екатерина Денисович
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Подарок от королевы Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Подарок от королевы Грамоты»
Цель: Развивать речевое внимание, мыслительные операции, воображение.
Задачи: совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова «шапка»; закрепить представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках; закрепить практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл; упражнять в делении слова на слоги, определения их количества, закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове. Развивать речевое внимание, мыслительные операции, воображение. Воспитывать усидчивость, умение трудиться в коллективе, уважительное отношение к ответам товарищей.
Публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе „Подарок от королевы Грамоты“» размещена в разделах
Материал: письмо от королевы Грамоты, сундучок, замки, ключи, схема слова «шапка», фишки синего, красного, зелёного цвета, для обозначения звуков, предметные картинки «Животные», домики с окошками зелёного, синего, красного цветов, для игры «Найди домик», игрушки для игры «Чудесный мешочек», печенье в виде букв.
Ход занятия
Дети заходят в группу, становятся в круг. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга без слов: рукопожатием и улыбкой.
Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, взявшись за руки? (Тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка.
Воспитатель: Ребята! К нам в группу пришла посылка! Написано: «От королевы Грамоты из страны Грамматики»! Раз посылка адресована нам – значит мы можем её распечатаем и узнать, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети!
Пишет вам королева Грамота из страны Грамматики! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Найти ключи несложно, нужно лишь отгадать мои загадки. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Королева Грамота.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме королевы Грамоты! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1. Звуковой анализ слова.
Воспитатель: В посылке ещё есть карточка с картинкой. Что нарисовано на карточке? Для чего эти клеточки?
Ответы детей.
Воспитатель: Сделает звуковой анализ слова на доске Кирилл, а вы у себя на столах.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове «шапка». Какой первый звук?
Дети: Ш
Дети: Твёрдый согласный.
Воспитатель: Правильно! Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Синей.
Воспитатель: Что мы ещё можем сказать о звуке Ш?
Дети: Он всегда твёрдый.
Воспитатель: Какой второй звук в слове ШАПКА?
Дети: А.
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Гласный.
(Аналогично звуки П, К и А)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Что это?
Дети: Книга!
Воспитатель: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! Маша, поищи ключ в книжном уголке.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: Это игра «Найди домик».
Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий домик, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Королевы Грамоты :
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №3.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Королева Грамота очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем королеве!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Открываем третий замок! У нас уже три замка открыты! Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в мяч? Давайте поиграем с воображаемым мячом.
Мы сейчас с мячом играм.
Вверх бросаем, вниз бросаем,
Мяч от пола отбиваем.
А потом в перёд кидаем.
Мяч до цели долетел.
Он до цели долетели обратно прилетел.
Задание №4.
Д/и «Чудесный мешочек»
Достать игрушку и посчитать сколько слогов в названии.
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо королеве Грамоте! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Королевы? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!