Инна Кутепова
Конспект занятия по грамоте «Звук [Ж], буква «Ж» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуком [Ж ] и буквой «Ж», научить детей правильно произносить звук [Ж ] в различных формах речевой деятельности.
Образовательные задачи: познакомить с буквой Ж и со звуком [Ж], узнавать и прописывать букву Ж; автоматизировать правильное произнесение звука [ Ж]; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Публикация «Конспект занятия по грамоте „Звук [Ж], буква „Ж“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать связную речь; внимание, память, согласовывать числительное с именем существительным. Закреплять понятия: гласный звук, согласный звук; развивать мелкую моторику детей;
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Методы: наглядный, словесный, продуктивный.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, набор картинок со звуком [Ж], пеналы для звукового анализа слова, карточки на 3 звука, поезд + фишки для нахождения позиции звука в слове.
Ход занятия
Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.
В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Какие вы ещё знаете звуки? (согласные звуки). Какие бывают согласные звуки? (твёрдые, мягкие)
Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата, и их друг жук. Ежики ловят ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
Какой звук повторялся? (повторяется звук [Ж])
- Вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочному лесу, где будем знакомиться со звуком [Ж] и буквой Ж. Нас ожидает, интересные задания, и конечно игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим, как правильно произносится звук [Ж].
Давайте произнесем звук Ж. (Характеристика звука [Ж])
Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук [Ж]?
Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Звук [Ж] звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.
Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат. (звук[Ж] звонкий)
Давайте произнесём,чистоговорки повторяйте вслед за мной.
Жу-жу- жу молоко даём ежу.
Жи –жи –жи – под кустом сидят ежи.
Ож-ож-ож- до свиданья крошка ёж.
Жу-жу-жу-всех я рано разбужу.
Же-же-же, сидят птички на морже.
Жи-жи-жи, очень мирные моржи.
В сказочном лесу жил-был звук [Ж]. Жужжал, жужжал звук [Ж], скучно ему
стало. С кем бы ему подружиться? Давайте его подружим с другими звуками.
Разбрасываю звуки детям. Звук [Ж]- первый звук Маше, второй звук [У ]-Матвею. Что получилось ЖУ.
Если к слогу ЖУ добавим звук [К] какое слово получится? (ЖУК).
Звуковой анализ слова ЖУК.
Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
У-ГЛАСНЫЙ
К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.
Мы с вами произносим звук [Ж], а мы можем его увидеть? (только сказать и услышать)
- Хочу познакомить, вас с буквой Ж. Показываю, букву Ж.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Выложите из счётных палочек букву Ж
Жуку захотелось полетать
Гимнастика для глаз. Возьмите жука в руки. Головой не крутим, только глазами. Жук напротив глаз полетел вправо, полетел влево и т. д.
На ковре сидя.
В сказочном лесу всё перепуталось, смешалось. Надо помочь распутать «загадочные картинки»
«Загадочные картинки» показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [Ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.).
Молодцы вы всё распутали, а теперь надо сосчитать, то что было нарисовано.
«Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании «загадочные картинки», при этом показываю им цифры 1, 2, 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
Вы любите играть в прятки? Звук [Ж] тоже любит эту игру.
Вам нужно по очереди подходить ко мне, взять картинку и определить, где спрятался звук [Ж]. (положить картинку в вагон определить место звука в слове в начале, в середине или в конце слова? (картинки жираф, жук, лужа, ёж, снежинка, жезл).
Физминутка. «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.
Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (Ходилка)
Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок
Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?
Запомнили буквы Ж? Наш Жук похож на букву Ж? Он дарит вам свои раскраски, что бы вы не забывали его и букву Ж.