МААМ-картинки

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М»

Татьяна Шамич
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма организации НОД: фронтальная.

Продолжительность: 35 минут.

Участники: подготовительная к школе группа.

Возраст обучающихся : от 6 до 7 лет.

Цель: познакомить детей со звуком [М] и буквой М.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить произношение звука [М];

- познакомить с буквой М.

Коррекционно-развивающие:

- учить детей выделять звук [М] из состава слогов, слов и предложений;

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте „Путешествие Мамонтенка, Звук [М] и буква М“» размещена в разделах

- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника;

Оборудование: мультимедийное оборудование (презентация, зеркала, наборы фишек для составления звуковых схем, магнитная доска, предметные картинки со звуком «М», цветные камни или ракушки.

Предварительная работа: дыхательная и артикуляционная гимнастика, д/и «Поймай звук», «Четвертый лишний», рассматривание картинок, проговаривание звуков, вопросы и загадки.

Структура занятия:

Вводная часть (3 мин.).

Методические приемы: сюрпризный момент (сказочный герой, наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при правильном произношении – артикуляционный профиль звука, словесные (оценка детской речи).

Основная часть (27 мин.).

Методические приемы: наглядные (раздаточный материал, словесные (повторение, проговаривание, вопрос, игровые (физминутка).

Заключительная часть (5 мин.).

Методические приемы: словесные (вопросы).

Ход НОД

I. Организационный момент:

Воспитатель:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас:

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

II. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал волшебный герой! Давайте отгадаем, кто же это?

(Звучит песня Мамонтенка из м/ф «Мама для мамонтенка»)

Слайд 2.

Дети: Мамонтенок.

Воспитатель: Ребята, Мамонтенок приглашает нас в увлекательное путешествие! Дело в том, что он потерял маму. А чтобы найти ее, Мамонтенку нужна команда. Согласны ли вы помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь.

Слайд 3.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте, мы подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом).

Воспитатель: (На слайде 4 появляется карта с изображением маршрута) Ребята, по мере выполнения заданий, мы будем продвигается по маршруту нашей карты.

III. Введение в тему.

1. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Слайд 5.

Воспитатель: Корабль приплыл к острову «Звуков». Ребята, а что такое звуки?

Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас я произнесу предложение, а вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах?

Мама моет Машу.

Дети: Звук [М].

Воспитатель: Правильно ребята, это звук [М]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

Развитие артикуляционной моторики.

Губки сжались крепко-крепко!

Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти?

Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду

И достался нам в награду.

- для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;

- для губ: «почмокать» губами; «пошлепать» губами;

- для языка: удержать язык у нижних зубов под счет от 1 до 5; покусать язык зубами.

Мы прижмем язык зубами – та – та – та,

А теперь прижмем губами – па – па – па!

Слайд 6.

Воспитатель: Что вы можете сказать о звуке [М]? Какой это звук? Гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Почему?

Дети: Воздух не выходит свободно, а встречает преграду - губы.

Воспитатель: Хорошо. Звук [М] звонкий или глухой?

Дети: Звук [М] звонкий.

Воспитатель: Почему?

Дети: Голос проснулся, горло вибрирует (Тактильно-вибрационный контроль).

Воспитатель: А какой еще может быть звук [М]?

Дети: Твердый или мягкий.

Воспитатель: Каким кружочком вы обозначите твердый звук [М]?

Дети: Синим кружочком.

Воспитатель: Молодцы! Можем плыть дальше.

V. Основная часть

Слайд 7.

Воспитатель: Итак, мы приблизились к «острову Чудес». Мамонтенок каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня он хочет поиграть с вами. Игра «Поймай звук» (Задание на развитие фонематического восприятия).

Воспитатель: Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные (На столах лежат синие кружочки). Я буду произносить звуки. А вы, поднимите синий кружочек, если услышите звук [М].

Выделение звука [М] :

Звуки :

а) С, П, М, Д, З, Б, М, Т, Н, М.

Слоги:

б) ОС, ОП, ОМ, ПА, ТА, МА, УФ, УХ, УМ.

Слова:

в) мак, рак, бочка, мочка, почка, баба, мама, папа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мамонтенок нашел волшебный мешочек! (Воспитатель вносит мешочек с картинками). Что же там? Я буду доставать предмет, а вы называйте то, что видите.

Дети произносят слова со звуком [М].

Картинный материал: (Приложение 1)

Мыло, молоток, малина, муха, молоко.

Воспитатель: А теперь давайте каждое слово попробуем поделить на части (слоги) с помощью хлопков и назвать их количество.

Слайд 8.

Воспитатель: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше. Ребята, это же «Равнина Цветов»! Вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная!

Волшебный голос: «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете их, то отправитесь в путь дальше».

5. Задание на развитие звукового анализа и синтеза.

Игра «Собери цветы».

Картинный материал: (Приложение 2)

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук М в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук М в середине слова, и третья команда – звук М в конце слова.

Проверка!

Речевой материал:

Слайд 9.

1) В начале слова:

Малыш, майка, масло, мышь, мост, мотоцикл, мяч, мешок.

Слайд 10.

2) В середине слова:

Самолет, лимон, камыш, замок, замок, сумка, мед, камень.

Слайд 11.

3) В конце слова:

Сом, дом, ком, дым, альбом, гном, мишка, камин.

Воспитатель: Молодцы! А теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».

Слайд 12.

«Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (ходьба зигзагом)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на корточках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Слайд 13.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный «Пролив Загадок».

Звуковой анализ слова.

Помогите Мамонтенку выложить схему слова «МАШИНА» с помощью цветных кружочков (Дети работают с фишками).

— В слове м-м-м-ашина какой первый звук? (Звук [М])

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим)

— А еще какой? (Звонкий).

— Какой следующий звук? (Звук [А])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим? (Красным)

— Маш-ш-ш-шина. Какой следующий звук? (Звук [Ш])

— Он какой? (Согласный, всегда твердый).

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— Какой следующий звук? (Звук [Ы])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим? (Красным)

— Какой следующий звук? (Звук [Н])

— Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим)

— А еще какой? (Звонкий).

— И последний звук : машина-а-а? (Звук [А])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим? (Красным)

— Сколько всего звуков в слове «МАШИНА»? (Всего 6 звуков)

— Сколько гласных? (3)

Назовите их: ([А], [Ы], [А])

— Сколько согласных? (3)

— Назовите их ([М, Ш’, Н]).

Воспитатель: Проверьте, у всех получилось так, как на слайде?

Слайд 14.

Знакомство с буквой М.

Воспитатель: Ребята, пока мы выполняли задание, Мамонтенок нашел вот это! Что это?

Дети: буква М.

Воспитатель: А что такое буквы?

Дети: Буквы – то, что мы видим, пишем и читаем.

Воспитатель: Послушайте стихотворение про букву М.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы». А между тем

Получилась буква «М»!

(А. Шибаев)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить букву М? (Двое детей изображают букву).

Развитие мелкой моторики.

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу острова.

VI. Итог.

Слайд 15.

Воспитатель: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями и помогли отыскать маму для Мамонтенка.

(Дети получают угощение)

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Литература:

1. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

2. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Уроки логопеда. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Изд. : ЛИТЕРА, 2018.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.

5. Фомичева М. Ф. Предупреждение нарушений звукопроизношения у детей : пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. – М. : НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [а], буква А» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.» Задачи: Коррекционно.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [И] и буква И»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [И] и буква И» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. (Подготовила Тростина О. В., ХМАО-ЮГРА, г. Сургут, Дошкольное отделение МБОУ.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [М], буква М» Тема: Буква М, звук М. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость,.

Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква «Ш» «Маша и Медведь»Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква «Ш» «Маша и Медведь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 онспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Конспект НОД по обучению грамоте «Змейка. Звук [Ш] и буква Ш» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [а], буква А» К-№ Тема: Звук [а], буква А Задачи: - закрепить навык четкого произношения звука [а]; -научить определять позиции звука [а] в слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Й» Цели и задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звук [С] и буква «С» Задачи:1. Образовательная: Познакомить детей со звуком «С» и буквой С. Чтение слогов с буквой С. Анализ слов. Закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М»
Опубликовано: 10 марта 2019 в 22:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шамич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД