Лещинская Галина
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ориентировка во времени»
▼ Скачать + Заказать документы
ГУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида № 2»
Цель: закрепление математических знаний и умений детей по теме «Ориентировка во времени»
Задачи:
Закрепить знания детей о последовательности частей суток, дней недели, времен года, месяцев года; порядковый счёт в пределах 7.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Ориентировка во времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Продолжать учить использовать полученные знания в играх; отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умение связывать названия частей суток, времен года не только с конкретным содержанием деятельности детей, но и с более объективным показателем времени - природным изменением. Формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, мелкую моторику; умение отгадывать загадки.
Воспитывать культуру речевого общения, целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками.
Материал: картинки с изображением частей суток, мяч, разрезные картинки «Времена года», палочки Кюизенера, карточки с цифрами от 1 до 7.
Активизация словаря:
названия частей суток, дней недели, времен года, месяцев года.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие во времени. Вы согласны?
На чём мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)
Как назвать всё это, одним словом?
Отгадайте загадку, и узнаете, на каком виде транспорта мы отправимся в путь.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везет нас за собой. (Поезд)
- Давайте построим поезд и в путь дорогу! Наш поезд необычный – он начинается с самого короткого вагона, и заканчивается самым длинным.
(Дети составляют «поезд» из палочек Кюизенера)
– Молодцы, чтобы проверить, готов ли наш поезд к путешествию, надо ответить на следующие вопросы:
- Сколько всего вагонов у поезда?
- Первый вагон, какого цвета?
- Какой по счёту желтый вагон?
- Вагон какого цвета, шестой?
- Какой по счёту вагон между розовым и красным?
- Назови вагон, который рядом с желтым, но не красный?
- Какой вагон слева от голубого?
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопросы, наш поезд может отправляться в путешествие. (Под музыку дети двигаются)
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
- Вот и первая станция, которая называется «Части суток»
(Дети рассказывают стихи о частях суток)
Утро наступает, солнышко встаёт,
всех ребяток будит, в детский сад зовёт.
День уж наступает, много дел у нас:
погулять, покушать и настал сончас,
а потом мгновенно вечер подойдёт,
нас домой из сада мама заберёт.
Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,
Спать мы будем крепко до самого утра!
- Как одним словом назвать: утро, день, вечер, ночь? (ответы детей)
Подумайте и скажите, чем отличаются каждый из этих временных промежутков? (положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями)
- Как вы думаете, какое время суток изображено на первой картине? (утро)
- Почему вы так решили?
- Выберите картинки, действия на которых происходит днём, объясните, почему вы так считаете?
- Ребята, о каком времени суток мы будем говорить дальше?
-Что люди делают вечером? Найдите нужные картинки.
-Какое время суток идёт далее?
-Что ночью делаете вы и всё живое? Найдите нужные картинки.
Пальчиковая гимнастика
Утро – солнце всходит.
(поднять растопыренную ладошку.)
Ночь – луна приходит.
(поднять другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)
- Ну что же, ребята, потрудились вы хорошо, я предлагаю продолжить наше путешествие дальше (звучит музыка)
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
-Чтобы узнать название следующей станции, отгадайте загадку.
Братцев этих ровно семь,
вам они известны всем,
каждую неделю кругом
братцы ходят друг за другом
попрощается последний
появляется передний (дни недели).
- Верно, эта станция так и называется – «Дни недели»
Неделя – семидневный период времени. На Руси неделю называли седмицей (семь дней).
- Назовите дни недели по порядку.
(за правильный ответ дети получают карточку с цифрой от 1 до 7)
- Я предлагаю поиграть в игру «Живая неделя».
Дети, которые получили карточки с цифрами – это дни недели. Вы должны построиться в правильной последовательности, в соответствии с вашей цифрой.
- «Неделя, стройся!»
- Назовите свой день недели!
Остальные дети дают задание «дням неделям» :
- вторник, назови своих соседей;
- пятница, назови своих соседей;
- назовите, какой день недели сегодня?
- какой день недели был вчера?
- какой день недели будет завтра?
- Назовите первый день недели.
- какой день между средой и пятницей?
- назовите выходные дни.
- Скажите, ребята, справились «дни недели» со своими заданиями?
Молодцы! А сейчас время отдохнуть.
Физкультминутка.
В понедельник я купался,
(Имитируется купание)
А во вторник рисовал,
(Имитируется рисование)
В среду долго умывался,
(Имитируется умывание)
А в четверг – в футбол играл.
(Бег на месте)
В пятницу – я прыгал, бегал.
(Прыжки на месте)
Очень долго танцевал
(Кружатся на месте)
А в субботу, в воскресенье
(Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети сидят на корточках, руки под щеку – засыпают).
- Ну, что, набрались сил? Продолжим путешествие?
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.
-Вот мы с вами и попали еще на одну станцию. А узнать ее название нам помогут разрезные картинки.
Игра «Времена года».
Дети разбиваются на четыре команды и собирают разрезанные картинки
времен года.
- Что изображено на вашей картинке? Когда это бывает?
- Что нарисовано на этой картинке? Какое это время года? Почему вы так думаете? и т. д.
- Ребята, как вы считаете, как называется эта станция?
- Совершенно верно, эта станция - «Времена года»
- Назовите, какое время года перед зимой? после зимы? между весной и осенью?
- Какое сейчас время года?
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Я предлагаю поиграть в интересную игру «Держи, бросай, месяцы года называй» (с мячом)
- Я называю время года, например зима, а вы должны назвать любой месяц зимы и т. д.
- Молодцы, вы были очень внимательными (воспитатель смотрит на время)
Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад.
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,
Домой, в детский сад ребят, он повёз.
- Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии.
Вам понравилось наше путешествие?
Порядок свой имеет все на свете
День за днем идет, идет.
Время движется вперед.
За зимой бежит весна,
А за нею лето.
Следом осень к нам идет
В золото одета.
День за днем, из года в год
Время движется вперед.