юлия реутова
Конспект занятия по ФЭМП «Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Геометрические фигуры»
Цель: Создавать условия для уточнения и обобщения знаний детей о геометрических фигурах.
Задачи:
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Содействовать развитию умений узнавать и называть геометрические фигуры, выделять основные признаки геометрических фигур : форму, цвет, величину; толщину при работе с блоками.
-Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; поисковой деятельности.
-Способствовать развитию речи, согласованию слов в роде, числе, падеже.
-Вызывать у детей эмоциональный отклик на совместную деятельность, желание действовать сообща.
-Воспитывать самостоятельность.
-Индивидуальная работа.
Предварительная работа: настольно-печатные игры, дидактические игры «Какая фигура?», «Найди такую же», «Какой фигуры не стало?», «Угадай на ощупь», игры с блоками Дьенеша, работа с карточками – схемами, изготовление картонных геометрических фигур.
Материалы и оборудование: игрушка – собачка, корзинка, набор картонных геометрических фигур, наборы блоков Дьенеша на каждого ребёнка, плоские пластмассовые круги и квадраты, мешочек с блоками, карточки – схемы для определения блока, карточки с зачёркнутыми символами, интерактивная игра «Какой фигуры не стало?» и зрительная гимнастика, кубы (синий и красный, флажки.
Этапы: организационный – 1 минута, основной – 22 минуты (дидактическая игра «Узнай фигуру» – 2 минуты, пальчиковая гимнастика – 1 минута, дидактическая игра «Чудесный мешочек» – 2 минуты, дидактическая игра «Блок найди и опиши» - 5 минут, интерактивная игра «Какой фигуры не стало?» - 2 минуты, зрительная гимнастика – 1 минута, упражнение «Покатаем квадраты» - 3 минуты, физминутка – 1 минута, игра «Найди нужную фигуру» - 5 минуты, рефлексия – 2 минуты.
Продолжительность занятия : 25 минут
Участники: воспитатель и воспитанники
Время проведения: начало учебного года
Ход.
1. Организационный этап
Цель: вызывать в детях положительные эмоции, желание совместно действовать при решении поставленных задач.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гость, он находится в этой корзинке, мы его узнаем по голосу.
(раздаётся аудиозапись лая, дети догадываются, что это собака, воспитатель достаёт из корзинки собачку).
Собачка (озвучивает воспитатель) : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кубик, я люблю с геометрическими фигурами играть, помогите мне получше их узнать.
(дети здороваются)
В: Конечно, поможем, Кубик. Правда, ребята?
(дети соглашаются)
2. Основной этап
Проводится игра «Узнай фигуру»
Цель: уточнять знания о геометрических фигурах (название, цвет, форма)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Кубика в корзинке геометрические фигуры, каждый фигуру доставайте, её вы называйте. (дети берут, называют) Фигуры обратно в корзинку кладите, цвет и размер говорите.
1 Ребё нок: Прямоугольник красный, большой
2 Ребё нок: Квадрат синий, маленький и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Кубик, мы знаем и пальчиковую гимнастику про квадрат, послушай. Дети, приготовьте пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук.
«Квадрат»
У квадрата, знаем мы,
Есть четыре стороны,
Всем известно в целом мире,
Эти стороны равны.
(первая строчка – рисуют в воздухе квадрат,
вторая строчка – показывают 4 пальчика,
третья строчка – поочерёдно соединяют одноимённые пальцы на двух руках,
четвёртая строчка – соединяют ладони обеих рук)
Кубик: Ребята, а от меня геометрические фигуры прячутся, я не могу их найти.
Воспитатель: Не волнуйся, Кубик, мы найдём любую фигуру, даже на ощупь.
Проводится игра «Чудесный мешочек» (блоки)
Цель: способствовать развитию ощущений, уточнять знания о геометрических фигурах.
1 Ребё нок: Квадрат большой, тонкий.
2 Ребё нок: Треугольник маленький, толстый и т. д.
Воспитатель: Дети, молодцы, присаживайтесь за столы.
(дети садятся за столы, на столах наборы блоков Дьенеша, карточки – схемы на каждого ребёнка, карточки подобраны так, что у некоторых детей блоки будут одинаковые)
Проводится игра «Блок найди и опиши»
Цель: обобщать знания о геометрических фигурах, способствовать развитию внимания, самостоятельности, умения работать по схеме, связывать слова в предложении.
Воспитатель: Дети, вам нужно найти блок по схеме и описать его.
(дети выполняют задание)
1 Ребё нок: У меня синий круг, большой, тонкий.
Воспитатель: У кого такой же блок?
2 Ребё нок: У меня тоже синий круг, большой, тонкий и т. д.
Воспитатель: Ребята, встаньте парами, сверьте схемы.
(дети встают, сверяют, кладут схемы и блоки на столы)
Кубик: Ребята, вы молодцы! Я всё запоминаю, но бывает, что фигуры я теряю. Потеряю фигуру и не знаю, какой фигуры не стало.
Воспитатель: Кубик, просто нужно быть очень внимательным. Давайте поиграем в игру «Какой фигуры не стало?». Внимание на экран.
(дети стоят)
Проводится интерактивная игра «Какой фигуры не стало»
Цель: способствовать развитию зрительного внимания, умения называть фигуру, характеризуя её, употреблять существительные в родительном падеже.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас зрение развиваем, за фигурами наблюдаем.
Проводится зрительная гимнастика «Следим за фигурами» (интерактивная)
Цель: способствовать снятию напряжения.
Кубик: Ребята, давайте поиграем, мои любимые квадраты покатаем.
Цель упражнения: способствовать развитию поисковой деятельности, речи.
Воспитатель: Давайте покатаем квадраты, как предложил Кубик, берите квадраты, пробуйте.
(на столике квадраты и круги, бумажные и пластмассовые)
(дети берут квадраты, пробуют катать, рассуждают, почему квадраты не катятся)
Дети: Квадратам мешают углы, давайте покатаем пластмассовые квадраты и т. д.
(может быть, кто – то предложит покатать круги для сравнения)
Кубик: Да, я понял, что ошибался.
Воспитатель: Кубик, давай посмотрим, ошибутся ли дети в игре на внимание.
Проводится игра «Весёлые фигуры»
(дети выходят на ковёр)
Цель: способствовать снятию напряжения, развитию слухового внимания, памяти, повышению двигательной активности, вызывать желание действовать сообща.
Воспитатель объясняет правило: Если я скажу квадрат, вы прыгаете 4 раза, если скажу прямоугольник, вы широко шагаете. Если скажу круг, все встаёте в большой круг, если скажу овал, вы образуете круг в парах.
Кубик: Молодцы ребята, а давайте устроим маленькое соревнование, разделимся на две команды и выполним задание. Первая команда встаёт рядом с синим кубом, вторая рядом с красным.
Проводится игра соревновательного характера «Найди нужную фигуру» (картонные фигуры)
Цель: способствовать развитию логического мышления, умения работать коллективно, используя схемы; речи.
Правило: Кубик раздаёт командам схемы с зачёркнутыми символами, дети ищут нужные фигуры.
(дети сначала обсуждают, потом подходят к столу, выбирают фигуры, выполняют задания)
Воспитатель: Давайте проверим правильность выполнения заданий.
Команда синего кубика: У нас схема: не круг, не синий, не маленький.
Выбрали: овал красный, большой, квадрат жёлтый, большой и т. д.
Команда красного кубика: У нас схема: не треугольник, не зелёный, не большой.
Выбрали: прямоугольник синий, маленький и т. д.
Воспитатель: Вопрос к командам. Чем отличается квадрат от прямоугольника? Овал от квадрата?
(дети у которых есть такие фигуры отвечают)
- У квадрата все стороны равны
- А у прямоугольника только противоположные стороны равны и т. д.
(за правильные ответы командам выдаются флажки, подсчитываются)
Кубик: Спасибо, ребята. Я очень рад, что побывал у вас в гостях! Я многое узнал о геометрических фигурах, я буду с ними играть.
Воспитатель: Ребята, нам ещё предстоит узнать много нового. Давайте подарим Кубику геометрические фигуры, которые вы вырезали из картона и пригласим его ещё немного побыть в нашей группе.
(дети соглашаются)
Кубик: Спасибо, я очень рад.
3. Рефлексия
Цель: способствовать развитию памяти, речи.
В: Ребята, кто побывал у нас в гостях, о чём мы говорили? Какие игры вам понравились больше всего? Спасибо всем.