Ирина Высоцкая
Конспект занятия по ФЭМП «Один, много»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где много предметов, а где один предмет;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
3) закрепить умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Один, много“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Один, много, ни одного. Занятия по ФЭМП
- Темочки
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: игрушки-зверушки, ваза, искусственные цветы, большой лист голубой бумаги.
Раздаточный: кубики, лодочки 6 цветов.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:Какие сказки вы любите?
Воспитатель:В какой сказке очень дружно жило много зверушек? («Теремок».)
Воспитатель рассказывает, что жители теремка приглашают детей в гости, и предлагает детям собрать для зверушек цветы.
Воспитатель:Где можно взять цветы?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает им нарвать цветы на поляне.
Игра «Цветочная поляна».
Дети подходят к месту на ковре, где лежат искусственные цветы по одному на каждого ребенка (можно использовать цветы, вырезанные из картона).
Воспитатель:Сколько на цветочной поляне цветов? (Много.)
Воспитатель:Сорвите по одному цветку.
После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы:
Воспитатель:Сколько цветков ты сорвал? (Один.)
Воспитатель:Какого цвета цветок ты сорвал?
Дети с цветами идут по группе и подходят к теремку, около которого находятся фигурки сказочных персонажей. Жители теремка радуются приходу гостей.
Воспитатель:Что нужно сделать с цветами, чтобы они не завяли? (Их нужно
поставить в вазу с водой.)
Воспитатель ставит на стол вазу (если у детей в руках искусственные цветы) или кладет на стол лист бумаги с нарисованной на нем вазой (если цветы вырезаны из картона).
Воспитатель:Поставьте цветы в вазу.
Воспитатель:Сколько цветов ты поставил? (Один.)
После того как все дети поставили свой цветок в вазу, воспитатель задает вопрос:
Воспитатель:Сколько цветов в вазе? (Много.)
Игра «Строим длинный поезд» (начало).
Жители теремка благодарят детей за цветы и предлагают поиграть.
Воспитатель:Во что вы любите играть?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что звери предлагают поиграть в кубики.
Воспитатель ставит на ковер коробку с одинаковыми по цвету и раз меру кубиками. Количество кубиков равно количеству детей.
Воспитатель:Кубики одинаковые или разные? (Одинаковые.)
Воспитатель:Чем похожи кубики?
Как правило, дети называют цвет кубиков: этот кубик красный, и тот тоже красный. Воспитатель уточняет: у кубиков одинаковый цвет, и обращает внимание детей на то, что у кубиков одинаковая форма и одинаковый размер.
Зверушки предлагают каждому ребенку построить длинный-длинный поезд из кубиков. Детям предоставляется самостоятельность. Может случиться, что кто-то из детей успеет взять несколько кубиков. В этом случае у других детей кубиков не окажется совсем.
Воспитатель:Справедливо ли разделили кубики? (Нет.)
Воспитатель:Как надо поступить, чтобы кубики были у каждого ребенка?
Как правило, дети, у которых несколько кубиков, начинают отдавать по одному кубику тем, у кого их нет совсем. Воспитатель хвалит детей за то, что они поделились с товарищами.
После того как дети распределят кубики между собой, жители теремка спрашивают детей:
Воспитатель:У кого из вас получился длинный поезд?
Воспитатель:Почему никто не смог построить длинный поезд? (Потому что у
каждого только один кубик.)
Игра «Строим длинный поезд» (окончание).
Воспитатель:Что нужно сделать для того, чтобы каждый из вас смог построить
длинный поезд? (Нужно взять много кубиков.)
Воспитатель кладет на пол много кубиков такого же цвета, как и у детей. Каждый ребенок строит длинный поезд.
Воспитатель:Длинные или короткие поезда у вас получились?
Воспитатель:Почему вам удалось построить длинный поезд? (Потому что было
много кубиков.)
Игра «Возьми ЛОДОЧКУ».
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель говорит, что пора возвращаться домой. Жители теремка на прощание хотят сделать что-то приятное детям и показывают разноцветные лодочки, сложенные из бумаги (число лодочек равно числу детей).
Воспитатель:Что хотят вам подарить зверушки? (Лодочки.)
Воспитатель:Сколько в коробке лодочек? (Много.)
Воспитатель:Возьмите лодочки.
Может случиться, что кто-то из детей возьмет не одну лодочку. В этом случае кому-то лодочки не достанется.
Воспитатель:Всем достались подарки?
Воспитатель:Почему лодочки достались не всем?
Воспитатель:Что нужно сделать для того, чтобы подарок был у каждого ребенка?
После того как дети распределят лодочки между собой, воспитатель
задает вопрос:
Воспитатель:Сколько лодочек ты взял? (Одну.)
Воспитатель:Какого она цвета? (Красная (зеленая, синяя и т. д.).)
Воспитатель:Сколько теперь в коробке лодочек? (Ни одной.)
Зверушки предлагают спустить лодочки на воду. Дети с лодочками подходят к столу, на котором лежит большой лист синей бумаги. Это море.
Воспитатель:Поставьте на воду только красные (желтые, зеленые) лодочки.
Воспитатель:Сколько лодочек ты поставил на воду? (Одну.)
Воспитатель:Сколько лодочек плавает в море? (Много.)
Воспитатель подводит итог: каждый поставил по одной лодочке, и их
стало много.
Игра «Купание в море».
Воспитатель предлагает детям поплавать в море. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками по воздуху — плывут.
Игра «Посмотрим друг на друга».
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глазки, улыбнуться друг другу.
Воспитатель:Что у каждого из вас одно?
Если дети затрудняются в ответе, воспитатель может задать наводящие вопросы:
Воспитатель:Сколько у тебя голов (носов, ртов?
Дети должны отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде, числе и падеже: один нос (рот, одна голова. Отвечая, дети дотрагиваются до головы, носа, рта.
Воспитатель:Чего у вас много? (Много волос, пальцев, зубов.)
Воспитатель:Сколько у вас хвостиков? (Ни одного).
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель:Что вы сегодня делали?
Воспитатель:Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли построить длинный поезд потому, что могут различить, где один, а где много.
В свободное время работа над понятиями «один» и «много» включается в контекст всех занятий с детьми в группе и на прогулке.
Например, рассматривая с детьми картинки, можно задать им вопросы:
Воспитатель:Чего (кого) на картинке много?
Воспитатель:Что (кто) на картинке одно (один?