Татьяна Скрягина
Конспект занятия по ФЭМП «План»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ПЛАН (КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ)
Цель:
1) формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
3) закреплять умение определять и называть и свойства предметов, геометрические и пространственные представления;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „План“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Материалы к занятию :
Демонстрационный: план пути к домику лисы (карта путешествий, карточки с разным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы.
Раздаточный: планы на каждого ребенка, карандаши.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, мотивировать их на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в театр.
– Что вам больше всего понравилось в театре?
Воспитатель предлагает детям снова отправиться туда.
Что нужно сделать, прежде всего? (Купить билет.)
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Покупка билета».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о театре, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.
Дети подходят к «кассе».
– Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.)
–
Дети встают друг за другом и воспитатель («кассир») продает им билеты.
Воспитатель рассказывает, что, купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место, на котором находится точно такая же картинка.
– Куда надо пройти с билетами? (В зрительный зал.)
Стулья в «зрительном зале» расставлены по рядам, в каждом из которых по 5 мест. На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей надо забрать.
– Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
– Как вы думаете, почему нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля?
– Можно ли опаздывать к началу спектакля?
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о плане-карте,
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
После того, как все расселись по своим местам, начинается «спектакль» : воспитатель рассказывает сказку (можно использовать игрушки, куклы би-ба-бо).
– Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости.
– А где ты живешь? – спрашивает Заяц.
– Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево – тут и мой дом! Запомнил?
Расстроился Заяц, потому что ничего запомнить не смог.
Воспитатель предлагает детям помочь Зайцу и еще раз рассказать ему, как дойти до домика Лисы. Возникает затруднение, так как дети не могут повторить рассказ Лисы.
Смогли ли вы помочь Зайцу? (Нет, не смогли.)
Почему не смогли? (Потому что не запомнили рассказа Лисы.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать представление о плане-карте и умение ориентироваться по нему;
2) формировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
– Что же нужно сделать для того, чтобы Заяц все же смог добраться до домика Лисы?
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.
Если дети не предложат сами нарисовать нужный путь, можно их спросить:
Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?
После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья – все то, что поможет отыскать это место.
Лиса тоже нарисовала план.
Воспитатель выставляет план на фланелеграфе :
– Что нарисовано на плане?
Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик Лисы, цветочную полянку, пруд и т. д.
Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с Зайцем до домика Лисы.
«Идти» помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. Однако ответ ребенка будет более самостоятельным, если с самого начала пояснить ему, чт он должен сказать, а именно: мимо чего идет, что находится справа, что – слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально – важно лишь, чтобы путь до домика Лисы был указан правильно.
– Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа, иду дальше, прохожу мимо пенька (тоже справа, дохожу до цветочного поля (оно слева, поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т. д.
Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь Зайцу, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Деление на пары».
Дидактические задачи:
1) закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры в предметах окружающего мира;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, коммуникативные навыки.
Лиса и Заяц благодарят детей и приглашают их пойти за грибами. Идти придется парами, чтобы не заблудиться.
Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой – маленький синий клубок ниток и т. п.
После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:
– Какой формы ваши предметы?
5.2. Игра «За грибами».
Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться по плану, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.
Дети по два человека садятся за столы, на которых находятся одинаковые планы и карандаши.
– Нарисуйте дорожку от домика к грибному месту.
Дети самостоятельно рисуют линию внутри дорожки, изображенной на плане.
Затем дети идут к цветочной поляне (2 варианта пути, а потом – к озеру.
5.3. Игра «На озере».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
Лиса и Заяц предлагают детям поплавать в озере. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками по воздуху – плывут.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
– Кому вы помогли?
– Что было трудно?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь Зайцу добраться до домика Лисы, смогли набрать грибов, поплавать в озере, потому что научились пользоваться планом.