Ирина Афанасьева
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счёт в пределах 5»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №87 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Счёт в пределах 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Тема: «Счёт в пределах пяти»
Подготовила и провела:
Воспитатель Афанасьева И. В.
2021г.
Цель: Учить считать в пределах пяти;
формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о геометрических фигурах;
учить составлять квадрат из счётных палочек;
называть предметы квадратной формы.
Активизировать словарь: пять больше четырёх, предметов поровну.
Упражнять в отсчёте предметов по названному числу;
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.
Тип занятия : закрепление ранее приобретенных знаний.
Форма занятия : традиционная.
Продолжительность: 15 минут.
Участники: воспитанники средней группы №2.
Возраст: 4-5 лет
Оборудование: счётные палочки на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал : круги, машинки, цифры, квадраты из картона, картинки.
Структура занятия :
1. Вводная часть – 2 мин.
2. Основная часть – 10 мин.
3. Заключительная часть – 3 мин
Ход занятия:
Вводная часть:
— Ребята, садитесь на стульчики!
— О чём мы с вами сегодня договорились? (помочь Зайчику научиться правильно считать предметы. Ведь он у нас такой забывчивый и постоянно путает всё)
— Садись, Зайка, вот здесь, мы тебя научим!
Основная часть:
— Итак, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (машинки)
— Сколько машинок стоит на столе? (5)
— Давайте посчитаем все вместе! (1, 2, 3, 4, 5)
— Катя, а ты как считаешь, сколько машинок стоит на столе? (ответы 3 детей)
— Ребята, которая по счёту машинка с синем кузовом? А с ковшом?
— Егор, скажи, какая по счёту машинка с красным кузовом?
— А как ты думаешь, Дима, с желтым кузовом, какая машина по счёту? (4 – 5 детей)
— Сколько на столе у меня стоит больших кругов? (2 больших круга)
— А ты как думаешь, Артём? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— А сколько стоит маленьких кругов? (3 маленьких круга)
— Согласен ли ты с этим, Вадим? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— Сколько всего вместе кругов: больших и маленьких? (5)
— А как получилось 5, давайте посчитаем вместе?
— Настя, а у тебя столько же получилось? Скажи! (ответы 2 — 4 детей)
(На доске на ступеньку лесенки воспитатель кладёт 4 больших круга, а на другую ступеньку 5 маленьких кругов)
— Посмотрите, на какой ступеньке больше кругов: на верхней или нижней? (на верхней)
— Даня, а ты как думаешь, на какой ступеньке кругов больше? (на верхней)
— Давайте посчитаем, сколько же кругов на верхней ступеньке(5, у нас получилось число 5,
— Василиса, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови? (5, (ответы 4 – 5 детей)
— Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Рома? Алиса, а ты, как считаешь? (5)
— Правильно, число 5 мы обозначили цифрой 5
— Теперь давайте посчитаем, сколько кругов на нижней ступеньке? (4, у нас получилось число 4)
— Маша, а у тебя, сколько получилось кругов на нижней ступеньке? (ответы 4 – 5 детей)
— Какой цифрой мы обозначим количество больших кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Дамир? Лева, а ты как думаешь? (4)
— Правильно, число 4 мы обозначим цифрой 4
— Каких же кругов больше? (маленьких) Все согласны? (да)
— А каких кругов меньше? (больших) Данная, а ты как считаешь? (больших)
— У нас получилось, что 5 маленьких кругов больше 4 больших кругов!
— Повторите, ребята! (5 маленьких кругов больше 4 больших кругов)
— Варя, повтори! (ответы 3 детей)
Замечательно!
— Ребята, а как сделать, чтобы кругов стало поровну?
— Покажите Зайке и мне! (нужно либо убрать один маленький круг, либо добавить один большой круг)
— Алиса, иди, покажи нам! Ребята, вы согласны с Алисой?
— Правильно, если мы уберём один маленький круг, то у нас получится равное количество больших и маленьких кругов, 4 и 4. А если добавим один большой круг, то опять число больших и маленьких кругов будет поровну, 5 и 5)
-Молодцы!
— А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Сосчитай – ка!».
Я буду хлопать в ладоши, а вы называть, сколько раз я ударила в них. Внимание!
— А сейчас давайте отдохнём, вставайте рядом со стульчиками
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами!
1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками!
Мы подтянемся сейчас
На носочках столько раз
Ровно столько, сколько пальцев
На одной руке у нас.
— А сколько пальцев у нас на руке? (пять)
— Хорошо вы считать научились, кукол сосчитали, круги тоже, а палочки сосчитаете?
— Берите стульчики и проходите за столы
— Сейчас вам нужно будет отсчитать палочки так, чтобы у каждого было одинаковое количество
— Сможете так сделать? Будьте внимательны!
— Сейчас я вам загадаю число, а вы каждый пойдёте, отсчитаете и положите к себе на стол, столько палочек, сколько я попрошу (показываю цифру «5», дети выполняют)
— У каждого 5 палочек? Почему у всех одинаково? (так как загадали такое число)
— Попробуем ещё раз! (показываю цифру «3», «2», дети выполняют)
— Все правильно отсчитали палочки!
— А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат? Сделайте!
— Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат? (4)
— Максим, а ты как думаешь, сколько палочек нужно, чтобы получился квадрат? (4, (ответы 2 детей)
— Сколько палочек осталось лишних? (1)
— А у тебя, сколько палочек лишних осталось, Андрей? (1, (ответы 2 детей)
— Ребята, а кто из вас знает, сколько у квадрата углов? (4)
— А ты как считаешь, Мила, сколько у квадрата углов? (4, (ответы 3 детей)
— Давайте посчитаем все вместе, сколько же углов у квадрата! (4)
— А кто знает, сколько сторон у квадрата? (4)
— Давайте посчитаем! (4)
— Итак, Алёша, скажи, сколько сторон у квадрата? (4, (ответы 2 детей)
— Какой цифрой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата? (4)
— Настя, иди, выбери ту цифру, которой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата! (4)
— Дима, а ты согласен с Настей?
— Правильно, у квадрата 4 стороны и 4 угла, все они одинаковые, равны друг другу и обозначаются цифрой 4!
— А как можно проверить, действительно ли у квадрата все стороны равны? (накладываем фигуру на фигуру)
— Кто нам покажет, как нужно это сделать? (выходит ребёнок)
— Итак, у нас получилось, что сторона к стороне, уголок к уголку и нет лишнего места.
— Как называется эта фигура? (квадрат) Молодец!
— Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат? (кубик, розетка, подушка)
— У меня на столе лежат картинки. Сейчас, тот, кого я назову, пойдёт и найдёт картинку, похожую на геометрическую фигуру квадрат! (3 ребёнка)
Молодцы!
— А теперь ещё загадка. Кто из деток догадается, сколько палочек надо добавить, чтобы из квадрата получилось 2 прямоугольника? (1 палочку) Покажите!
— А как из квадрата получить 2 треугольника? Сделайте!
— Кто сделает, поднимите руку, я подойду и посмотрю
Заключительная часть:
— Итак, ребята, кому мы с вами сегодня помогали? (Зайке)
— А что мы делали? Расскажите? (считали кукол, круги, делали фигуры из палочек)
— Ребята, как вы думаете, какое число больше 5 или 4?
— Как мы узнали? (посчитали круги)
— Зайка ты понял, как нужно правильно считать предметы?
— Давай посчитаем вместе!
— Спасибо, Вам ребята, я всё понял!
— До свидания!