Светлана Мурзова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы, составленный воспитателем МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»» г. Десногорска Смоленской области Мурзовой Светланой Геннадьевной[/b]
Тема: Однажды зимой.
Цель: развитие математических способностей у детей.
Развивающие задачи:
- Развивать мыслительные операции, умение выделять существенный признак, по которому предметы объединяются в группу.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы „Однажды зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Развивать зрительное восприятие при недостаточно разборчивом изображении (лишь контур пунктирами, внимание, наблюдательность, память, воображение, вариативность и критичность мышления, речь, причинно-следственные связи, понимание учебной задачи и точность ее выполнения.
- Направлять на поиск нетрадиционных способов решения задачи.
- Упражнять в развитии графомоторных навыков (плавность линий) посредством обведения по трафарету.
Образовательные задачи:
- Закрепить счетные навыки в пределах 7, умение соотносить цифру с количеством, отсчитывать нужное количество предметов из группы.
- Закрепить знания геометрических фигур (круг, овал, умение находить эти фигуры в предметах.
- Упражнять в сравнении предметов по высоте, а также по длине и ширине «на глазок» и с помощью непосредственного наложения.
- Закрепить навыки владения пространственными отношениями (предлоги: в, на, рядом, вокруг, впереди (перед, позади (за).
- Формировать природоведческие понятия о зиме, жизни животных зимой.
- Активация словаря.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление добиться успеха; а также отзывчивость.
- Привитие интереса к предмету, чувства радости от занятия им.
Дидактическое обеспечение занятия:
Демонстрационный: рисунок снеговика с зайчатами – лишь пунктирное изображение контура;
Раздаточный: круги и овалы белого цвета разных размеров (большие и маленькие) по 8 штук на каждого ребенка; трафареты с кругами, простые карандаши и листы белой бумаги, которые разделены на 8 полосок; цифры (набор на каждого ребенка).
А также 2 корзины и сшитые «снежки» по количеству детей; музыкальное сопровождение - фонограмма песни «Зайка беленький», мягкая игрушка «Лисенок», механическая мягкая игрушка «Снеговик на лыжах» (едет, кувыркается через голову, схематическое изображение зайца, состоящее из кругов и овалов, рисунок, изображающий сугробы (с прорезями, лыжи (поштучно, различающиеся по ширине и длине.
В занятии интегрированы следующие области: «Познавательное развитие» (ФЭМП + Окружающий мир, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Конструирование», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Ход занятия
Вводная часть
Настрой на занятие
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Любите ли вы зиму? Чем же она вам нравится, если зимой холодно? (Все бело – красиво; Новый год, веселые зимние забавы.)
- В какие игры вы любите играть на улице зимой?
- Отгадайте, кто к нам торопится.
Я снежный человечек,
Веселый и смешной.
Нос – морковка, на голове – ведерко.
Кто же я такой? (Снеговик)
- Проверьте себя: правильно ли вы отгадали.
Основная часть.
Тренировка зрительного восприятия. Развитие логического мышления.
Воспитатель показывает рисунок снеговика с зайчатами. Картинка при этом должна быть недостаточно разборчива (пунктирное изображение контура, чтобы совершенствовалось зрительное восприятие у детей.
- Он спешит к вам в гости. Снеговик хочет вас удивить и развеселить. Но кто же там еще? Там несколько снеговиков? (Нет, он один. Там зайчата, много зайчат).
Отработка пространственных представлений. Величины. Форма предметов (круг, овал).
- Где зайчат вы видите? (Дети используют в ответе предлоги в, на, рядом, вокруг, впереди (перед, позади (за).
- Сравните снеговика и зайчат по размеру. Снеговик какой? (Большой). А зайчата? (Маленькие). Итак, по размеру снеговик с зайчатами непохожи.
- А чем они похожи? Подумайте. Сходство есть. (По цвету - зайцы зимой белые, чтобы быть незаметными на снегу для хищников – лис и волков).
Двигательная пауза. Подвижная игра.
Зайка беленький
Дети – «зайки» сидят на местах. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Лисенок зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Воспитатель показывает
игрушку лисенка).
Дети убегают на свои места.
- Похожи ли Снеговик и Зайчик по форме?
Воспитатель показывает схематичное изображение зайчика и снеговика. Дети определяют, что снеговик состоит из кругов, а зайчонок – из кругов и овалов.
Упражнение в счете предметов, сравнивании количеств.
- Сколько снеговиков? (1) А зайчат? (Много). Давайте их всех пересчитаем. (Их 7). А теперь по отдельности: на шапке, в руках, за (или позади, перед (или впереди) ?
Дети выкладывают соответствующие цифры на столах, педагог – на наборном полотне.
- Что можно сказать о количестве снеговиков и зайчат? (Зайчат больше, чем снеговиков). А кого меньше? (Снеговиков).
- Что зайчата делают? (Играют в прятки.)
- Снеговик с ними играл – играл, да и устал. А зайчата-малыши не понимают: лезут, пристают, играть хотят. Вдруг они начали ссориться – поделить снеговика между собой не могут. Даже плакать уже начали.
Проблемные ситуации. Практическая работа.
- Как же их успокоить и примирить? (Нужно, чтобы зайчат и снеговиков стало поровну, а для этого еще слепить снеговиков).
- Но как же мы узнаем, сколько снеговиков еще нам нужно? (Нужно образовать пары: Зайка и Снеговик. Сколько зайчат после этого у нас останется, столько снеговиков и нужно.)
- Отберите, сколько нужно, необходимые фигуры подходящего размера и формы.
Воспитатель дает детям белые круги и овалы, причем, каждые как маленькие, так и большие в количестве, превышающем необходимое, например, по 8 штук каждых. (Умышленно с запасом, чтобы дети думали сами).
- Почему вы выбрали для обозначения снеговика большие белые круги? (Он сам большой, состоит только из кругов.) Сколько таких кругов мы возьмем? (1)
- Какие же фигуры подойдут, чтобы для счета заменить ими зайчат? (Маленькие белые овалы.) А овалов сколько потребуется? (Как и зайчиков, 7). Покажите цифру 7.
Дети отсчитывают 7 штук и кладут рядом цифру 7.
Упражнение в уравнивании количеств.
- Покажите, как вы теперь узнаете, сколько еще снеговиков нам нужно. (Будем образовывать пары до тех пор, пока какие-то фигуры не закончатся.)
Дети берут по одному зайчику и снеговику и откладывают эту пару в сторону.
- Итак, большие круги у вас уже закончились, а маленьких овалов еще много. Пересчитайте, сколько? (6) Покажите цифру 7.
Дети кладут рядом цифру 7.
- О чем это говорит? (Зайчат на 6 больше, чем снеговиков. Значит, нам еще нужно слепить 6 снеговиков для наших зайчат.)
- Сейчас мы с вами сможем примирить зайчат между собой. Перед вами на столах лежат листы белой бумаги, карандаши и трафареты с кругами разного размера.
Проблемные ситуации, вопрос. Практическая работа.
- Предложите свой вариант, как мы будем использовать эти материалы. (Снеговиков нарисуем: самый большой круг внизу, над ним круг поменьше, сверху – маленький. И таких снеговиков нарисуем 6, т. к. именно шести зайчатам не хватило снеговиков.)
Размеры подходящих кругов на трафарете каждый ребенок выбирает самостоятельно. Важно, чтобы соблюдался переход от большего к меньшему. Сначала дети пальчиком плавно обводят круги в воздухе, потом по трафарету и, наконец, карандашом на бумаге через трафарет.
- Хотите успокоить и примирить зайчат? Кто из вас? Поднимите руки. Тогда не ошибитесь. Рисуйте снеговиков и считайте. Лишнее количество рисовать тоже не нужно, иначе тогда грустить уже будут снеговики – скучно.
- Кто закончил, карандаши отложили в сторону и уже больше их не берем.
- Как нам проверить: правильно ли мы выполнили это задание? (Наложить оставшиеся без пары большие круги на наших снеговиков. Должно теперь их оказаться поровну.)
- Так кто же из вас справился с заданием правильно?
Если получится так, что кто-то из детей нарисует лишнего снеговика, предложить ему зайку выложить из фигур - кругов и овалов - по образцу. При этом ребенок должен определить: сколько и каких деталей (по форме и размеру) нужно для этого взять.
Конструирование зайца из геометрических фигур (кругов и овалов).
- Зайчата рады – ссориться теперь им не придется.
- Они еще малыши, поэтому любят резвиться. Зайчата приглашают вас поиграть с ними в их любимую игру со снежками, которая называется «Попади в цель».
- Догадайтесь, как мы будем играть, и как определим команду-победителя. (Будем кидать снежки в корзину, стараясь не промахнуться. Победит та команда, у которой таких снежков окажется больше.)
Двигательная пауза. Подвижная игра.
Образуется 2 команды с равным количеством игроков. У каждого в руке «снежок». Воспитатель определяет место, от которого они будут свои «снежки» кидать в корзину. Начинать нужно одновременно по сигналу воспитателя: «Раз, два, три… начни!» Задача игроков: закинуть свой «снежок» в корзину. Команда, которая больше снежков закинет, и победит. Снежки, которые будут закинуты не по сигналу, учитываться при подсчете не будут.
Упражнение в счете предметов, сравнивании количеств.
Подводят итог (подсчет заброшенных снежков) и определяют победителя (для этого снова образуются пары) сами дети (вызванный ребенок). При этом нужно проговорить, например: 6 меньше, чем 7 на 1, а 7 на 1 больше, чем 6. Выкладываются соответствующие цифры.
Упражнение в сравнении предметов по длине и ширине.
- От души вы, ребята, вместе с зайчатами повеселили Снеговика! И он тут признался, что сам любит зимние развлечения. И кое-что у него даже есть…, вернее, было… Отгадайте, что.
Снеговик на дощечки встал,
На них по снегу побежал. (Лыжи)
- А как догадались?
- А сколько ему, кстати, лыж-то надо? (2 штуки – пара – по количеству ног).
- Бежал он так на них, бежал … об пенек споткнулся и упал. И одну лыжу свою потерял. Ребята, помогите Снеговику скорее ее отыскать. А если сможете пару найти, он обещал показать вам один интересный трюк. Вы любите трюки? Знаете, что это такое? (Ловкий и рискованный прием, который опасно повторять. Много трюков мы можем увидеть в цирке, например.)
Тренировка зрительного восприятия. Сравнение по длине и ширине «на глазок», проверка способом наложения.
В сугробе заметны (торчат из прорезей) несколько лыж (вырезаны из цветного картона) разной ширины и длины, но одинаковые по цвету. Дети их вытаскивают из сугроба, подбирают подходящую и проверяют себя.
- Докажите, что вы правы. (Метод наложения)
Кульминация (сюрпризный момент).
«Довольный» Снеговик выезжает на лыжах (заводная игрушка) и показывает трюк – кувырки через голову.
Хитрый вопрос на логику для детей:
- Ребята, - говорит Снеговик, - кто из вас догадается, какое у меня любимое развлечение летом? (Такого нет, как нет летом и самого снеговика – жарко).
Заключительная часть
Подведение итога. Рефлексия.
- Как и кому мы сегодня помогли на занятии?
- Если сегодняшнее занятие вам понравилось, было интересно, поднимите большой палец кверху, если вы скучали на занятии – опустите его вниз. Ну, а если никаких эмоций оно у вас не вызвало, вообще палец не показывайте.
- Оцените свою работу. Чем особенно доволен (горд? Когда было трудно и требовалась помощь? Какая именно?