Пилюгина Марина Владимировна
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
УГОСТИ СОБАЧЕК КОСТОЧКАМИ
Раздел математики: количество и счёт
Цель игры: упражнять ребёнка сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту)
Игровая задача (для ребёнка): раздай каждой собачке по косточке.
Публикация «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Игровые действия: перед ребёнком размещено игровое поле с изображением 5 разных по размеру собачек, рядом на картоне лежат 6 разного размера косточек. Педагог рассказывает, что собачкам нужно обедать, но кто же их покормит? Ведь тот, кто их всегда кормит сегодня приболел – а он обычно раздаёт каждой собачке по одной косточке. Как теперь быть?
Ребёнок раскладывает каждой собачке по косточке, одна остаётся лишней. Педагог спрашивает:
Как ты покормил собачек?
Почему всем собачкам хватило?
Сколько ещё собачек можно покормить?
ПОМОГИ МАТРЁШКАМ ПОСТРОИТЬСЯ ДЛЯ ТАНЦА
Раздел математики: количество и счёт.
Цель игры: закреплять представления о порядковом счёте, умение пользоваться порядковыми числительными.
Игровая задача (для ребёнка): построй матрёшек на сцене для танца.
Игровые действия: перед ребёнком разложены 5 матрёшек разного цвета в разброс. Педагог рассказывает, что матрёшки собрались на праздник – да так разволновались, что забыли кто где стоит. Как им помочь?
Но для этого нужно расположить их в той последовательности, которая прописана по сценарию ведущего. – вот он (листочек с порядковым описанием). Педагог читает – ребёнок размещает матрёшек по порядку. После этого педагог рассказывает, что матрёшки могут забыть, как они стоят по порядку. Посчитай их по порядку (первый, второй и т. д.)
Кто второй по порядку?
Какая по счёту зелёная матрёшка?
Между кем по счёту стоит жёлтая матрёшка?
ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ
Раздел математики: количество и счёт
Цель игры: упражнять ребёнка на основе счёта устанавливать равенство групп предметов в ситуации когда предметы в группах отличаются по размеру.
Игровая задача (для ребёнка): разложи картинки по своим ящичкам.
Игровые действия: перед ребёнком представлено игровое поле с изображением 5 грибов и 5 ягод. Педагог читает сказку «Война грибов с ягода-ми» и вставляет имя ребёнка вместо тётки Варвары, предлагает решить: как же узнать, кого больше – кто победил?
Ребёнок отсчитывает предметы одной группы. Говорит, что грибов и ягод поровну.
Педагог спрашивает:
Кого больше?
Как ты узнал, что их поровну?
Зависел ли счёт от величины грибочка?
Конечно, значит считать, можно не смотря на размер –если кончено размер не важен для вкусного блюда, например.
РАЗЛОЖИ ПЕЧЕНЬЯ В ВАЗЫ ПО ТОЛЩИНЕ ИЛИ РАЗМЕРУ (ДЛИНЕ)
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять сравнивать предметы по толщине и размеру путём непосредственного приложения или наложения друг к другу, отражать результаты в речи.
Игровая задача (для ребёнка): разложи печенья в вазы по толщине и длине.
Игровые действия: перед ребёнком предложено игровое поле с двумя разновеликими вазами и набором печенья: длинного, толстого, тонкого и короткого. Педагог рассказывает, что скоро к куклам придут гости – а печенье на столе ещё не приготовлено. Как помочь?
Педагог обращает внимание на то, что печенья отличаются, поэтому их нужно разложить в вазы в соответствии с их толщиной и размером (длиной).
Ребёнок размещает печенья используя приём наложения или приложения.
Педагог спрашивает:
Всё хорошо и правильно размещено?
Как ты разложил печенье, на что ориентировался?
ПОДБЕРИ ЛЕНТОЧКИ ДЛЯ МАШИ И КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять сравнивать предметы по двум признакам величины (длина и ширина)
Игровая задача (для ребёнка):
Игровые действия: перед ребёнком размещены изображения Маши и Красной Шапочки. Педагог рассказывает, что эти знакомые девочки гуля-ли по лесу – но внезапно налетел ветерок и их нарядные ленточки улетели. Теперь нужно разобраться – кому какая ленточка подходит. Ребёнок накладывает ленточки друг на друга и подбирает их в соответствии с раз-мерами к персонажам, с помощью педагога навязывает их.
Педагог задаёт вопросы:
Какая по длине ленточка вернулась Красной Шапочке?
Чем отличается ленточка Маши от ленточки Красной Шапочки?
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЁТ?
Раздел математики: величина
Цель игры: упражнять ребёнка в установлении размерных отношений между 3-5 предметами разной высоты, находить соответствующий данным показателям предмет.
Игровая задача (для ребёнка): поиграй в прятки с жителями теремка.
Игровые действия: перед ребёнком разложено в порядке уменьшения 5 карточек с изображением персонажей из сказки «Теремок» на обратной стороне – все карточки разного цвета и длины.
Педагог рассказывает, что после того, как построили новый теремок – жителям стало ещё веселее и у каждого есть своя комнатка. Как же узнать, кто где живёт чтобы это было интересно? Поиграть. Животные уже спрятались в своих комнатках.
Педагог: Я думаю, что лягушка спряталась в комнатке выше красной, ни-же жёлтой и т. д.
Ребёнок переворачивает карточки и узнаёт – угадал ил педагог.
Педагог задаёт вопросы:
Как тебе удалось найти зверят?
На что ты ориентировался?
Кого мы не нашли?
Кто ещё есть в сказке «Теремок»?
Как ты думаешь, между какими комнатами комнатка волка?
Выше чьей она комнатки?
ГЕОСАД
Раздел математики: форма
Цель игры: закреплять у ребёнка умение выделять особые признаки фи-гур с помощью зрительного анализатора (включая прямоугольник)
Игровая задача (для ребёнка): распредели урожай в геометрическом саду.
Игровые действия: перед ребёнком представлены 4 дерева с кроной раз-ной формы, комплект из 12 плодов по три на одну форму. Педагог рассказывает, что в геосаду (геометрический сад) фруктовые деревья принесли свои необычные плоды, но вечером налетел суровый ветер и всё сбросил на землю. Как теперь помочь – вернуть деревьям их плоды – ведь всё перемешалось?
Ребёнок распределяет на каждое дерево свои по форме плоды. Педагог за-даёт вопросы:
Как ты вернул каждому дереву свои плоды?
Какие плоды принесли деревья?
Как тебе удалось вернуть прямоугольному дереву прямоугольные плоды?
Как тебе удалось вернуть треугольному дереву свои плоды, как ты понял это?
ПОГРУЗИ ПРЕДМЕТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФОРМОЙ
Раздел математики: форма
Цель игры: закреплять у ребёнка умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник)
Игровая задача (для ребёнка): размести предметы в соответствии с указанной на грузовиках формой.
Игровые действия: перед ребёнком представлено игровое поле с изображением трёх грузовиков с обозначенной геометрической формой (символ, рядом набор предметов разной формы. Педагог рассказывает, что при переезде на новую квартиру нужно помочь погрузить предметы на грузовики в соответствии с их формой. Как помочь, ведь это достаточно сложно?
Ребёнок распределяет предметы по грузовикам ориентируясь на их форму и соотнося с знакомыми геометрическими фигурами.
Педагог спрашивает:
Почему тарелка оказалась в грузовике для круглых предметов?
В грузовик для каких форм ты положил салфетницу?
Почему ты положил телевизор в грузовик для квадратных предметов?
ЧУДЕСНЫЕ ОЧКИ
Раздел математики: ориентировка в пространстве.
Цель игры: закрепить умение ориентироваться в пространственном расположении предметов относительно себя.
Игровая задача (для ребёнка): расскажи, что близко, а что далеко – в соответствии с нужными очками.
Игровые действия: педагог показывает ребёнку пару очков: одни с узкими отверстиями, другие с широкими и говорит, что они чудесные: одни помогают видеть то, что находится близко, другие что далеко вдалеке. Но как же узнать – правда ли это?
Ребёнок надевает очки и выполняет правила – называет только то, что находится дальше стола от него, затем меняет очки и называет то что находится ближе до стола.
Педагог задаёт вопросы:
Как тебе удалось видеть то, что далеко и что близко?
А без чудесных очков это можно увидеть?
Как это можно увидеть?
ПРЯТКИ В ТЕРЕМКЕ
Раздел математики: ориентировка в пространстве
Цель игры: закрепить умение ориентироваться в пространственном рас-положении предметов относительно себя.
Игровая задача (для ребёнка): найди и скажи, где персонаж – не вставая со стула.
Игровые действия: перед ребёнком выстраиваются персонажи из сказки «Теремок». Педагог рассказывает, что эти зверята очень весело живут в своём теремке – но пока пришли в группу в гости. Как же повеселить гостей?
Ребёнок предлагает поиграть.
Педагог обращает внимание, что зверята бумажные и не могут бегать и прыгать – но умеют играть в необычные прятки, в которые они играют в теремке. Для этого нужно сидеть на стульчике, педагог в это время размещает зверят перед ребёнком, справа, слева, сзади, снизу сверху персонажей. Ребёнку необходимо сказать, где относительно его находится сейчас игрушка.
Педагог задаёт вопросы:
Всех нашли?
Где зверята прятались?
Кто лучше всех спрятался?
Как ему удалось всех найти?
ВЕСЁЛАЯ ПОЕЗДКА
Раздел математики: ориентировка в пространстве
Цель игры: закрепить умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, влево-вправо, вверх-вниз)
Игровая задача (для ребёнка): покатать воспитателя в такси.
Игровые действия: педагог рассказывает, что вчера ни одна машина не хотела её подвозить, даже такси из-за праздника все были заняты, а когда наконец удалось – то шофёр никак не мог попасть на нужный адрес – по-тому что не слушался её указаний. Предлагает обыграть ситуацию, чтобы её подвёз внимательный шофёр. Показывает руль, встаёт за ребёнком и указывает – куда ему ехать, используя слова: вперёд – назад, влево-вправо, вверх-вниз. Затем ребёнок садится в машину и велит воспитателю везти его, используя слова.
Педагог задаёт вопросы:
Как им удалось попутешествовать?
Как водитель знал – куда ехать?
Почему они приехали по нужному адресу?
Как нужно сказать – если нужно свернуть в сторону?
ПОМОГИ БЕЛОЧКЕ ЗАПОМНИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ СУТОК
Раздел математики: ориентировка во времени
Цель игры: закреплять у детей представления о последовательности частей суток (утро-день-вечер-ночь)
Игровая задача (для ребёнка): помоги белочке запомнить последовательность частей суток.
Игровые действия: перед ребёнком расположено игровое поле: часы с двигающимися стрелками, разделённое на четыре части по частям суток. Педагог рассказывает, что белочка, которая изображена на часах никак не может запомнить последовательность частей суток: что за чем идёт. Как ей помочь? Есть чудесные часы, по которым можно рассказать ей, что за чем идёт.
Ребёнок водит стрелочку и рассказывает: это утро, утром белочка встаёт, умывается. В обед белочка ….
Педагог задаёт вопросы:
Что наступает после вечера?
Почему ты решил, что там – где изображена спящая белочка – это ночь?
Что ты делаешь по вечерам?
ПРОДОЛЖАЙ
Раздел математики: ориентировка во времени.
Цель игры: закреплять умение ребёнка ориентироваться в определении понятий: вчера, сегодня, завтра.
Игровая задача (для ребёнка): продолжи слов за педагогом, чтобы разгадать тайну осколков времени.
Игровые действия: Перед ребёнком размещено много осколков каких-то изображений, разделенное на три группы. Педагог рассказывает, что это не обычные осколки а осколки времени, чтобы разгадать их тайну нужно пароль от каждого осколка продолжить правильно. Что сделать, чтобы узнать тайну осколков времени?
Ребёнок предлагает продолжить пароль. Педагог озвучивает правило: продолжать необходимо только то, что подходит по смыслу времени – иначе осколок не освободим. Педагог показывает пример: «Вчера мы ели на обед суп с клёцками». Далее педагог начинает фразу (вчера, сегодня, завтра, а ребёнок продолжает. За каждый верный ответ педагог даёт ребёнку фрагмент рисунка из конкретной кучки.
В итоге у ребёнка получается три разные картинки.
Педагог задаёт вопросы:
Как ты думаешь простые ли оказались осколки?
Тебе знакомо то, что на них изображено? Как? Что ты вчера делал (рисовал)
Что сегодня делал? (занимался на физкультуре)
Что завтра будет? (музыкальное занятие)
Отличается ли вчера, сегодня, завтра? Чем?