Татьяна Деменева
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Приключение шахматной королевы»
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей «Забава»
647000, г. Дудинка, ул. Островского д. 3, тел/факс (39191) 5–05–10, e-mail : zabawa00@mail.ru
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме „Приключение шахматной королевы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Тема: «Приключения шахматной королевы»о
Воспитатель:
Деменева Т. М.
2019 г.
Цель: выявить знания детей по математике через социо-игровую технологию.
Задачи:
- совершенствовать умение детей ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади, между);
закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
- упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; упражнять в делении круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть; учить сравнивать рядом стоящие числа и понимать отношения между ними.
- развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, внимание мелкую моторику рук; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к математическим играм.
Оборудование и материалы : костюм шахматной королевы, шахматное игровое поле, геометрические фигуры разного цвета и величины, числовые карточки, кубики и кирпичики ЛЕГО-конструктора, пешки белые и черные, разноцветные круги,
Предварительная работа : обогащение словарного запаса детей; чтение сказок о королях, королевах и их кузинах.
Ход занятия.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем на право
А теперь пойдем на лево
В центр круга соберёмся и на место все вернемся
Все друг - другу улыбнёмся,
Подмигнем и занятие начнем.
Воспитатель: - Здравствуйте дети. Я, Шахматная королева. Ко мне обратилась с просьбой моя кузина Королева математики. Она давно хотела побывать у нас в стране. Моя кузина очень любит играть в шахматы. Ей очень интересно узнать умеете ли вы играть в математические игры? Я услышала, что вы знаете цифры, фигуры, любите играть в математические игры. Поэтому я пригласила в гости свою кузину. Но, по дороге к нам ее похитил злой волшебник, заколдовал всех жителей королевства Математики. Только вы можете снять колдовские чары и освободить королеву, выполнив все задания злого волшебника. Ребята, сможем помочь королеве математики и ее подданными? (Ответы детей).
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на игровом поле шахматной доски. Занимайте свои места с помощью игры «Определи свое место».
Дидактическая игра «Определи свое место»
- Ангелина, кто находится справа от тебя?
- Денис, кто находится слева от тебя?
- Вероника, встань впереди меня.
- Федя, встань между мной и Полиной.
- Арман, встань слева от Максима.
- Радик, встань между Арманом и Максимом….
- Раз, два, три - в математической стране очутись!
- Мы попали с вами в страну математики.
- Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (Сравнение по форме, цвету, величине)
- Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Круг – не имеет углов)
- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Задание первое:
Воспитатель:
«Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на! Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Воспитатель: - Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. У меня есть защитные амулеты, которые помогут нам справиться с заданиями, прикрепите их себе.
- Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответы детей: - Выстроить числовой ряд.
Воспитатель: - С помощью чего мы можем выстроить числовой ряд?
Ответы детей: - С помощью счетных палочек, цветных карандашей, пуговиц, деталей ЛЕГО-конструктора).
Воспитатель: - Давайте все вместе повторим числовой ряд из деталей ЛЕГО-конструктора.
Дети делятся на команды. Первая команда выкладывает числовой ряд от 1 до 5. Вторая команда выкладывает числовой ряд от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков Лего-конструктора, соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее воспитатель даёт детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.
Воспитатель: - Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
• Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
• Пронумеруйте ступеньки снизу-вверх и сверху вниз.
• Посчитайте, с какой стороны больше ступене
Отправляемся дальше.
2. Игровое упражнение «Составь число»
Предложить детям составить число 8 с помощью пешек, состоящих из двух цветов (черных и белых). После выполнения задания уточнить: «Сколько всего пешек? Сколько пешек какого цвета вы взяли? Как вы составили число 8?».
Физическая минутка: «Пешки»
Ну – ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево,
А потом 3 – 4 приседаем,
Наши ножки разомнем.
1, 2, 3, - на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.
Дидактическая игра «Отгадай - ка».
Сколько на шахматной доске королей? (1 белый и 1 черный)
Сколько на шахматной доске ферзей? (1 белый и 1 черный)
Сколько на шахматной доске ладьи? (2 белых и 2 черных)
Сколько на шахматной доске слонов? (2 белых и 2 черных)
Сколько на шахматной доске коней? (2 белых и 2 черных)
Сколько на шахматной доске пешек? (8 белых и 8 черных)
Каких фигур больше черных или белых? (Поровну)
4. Дидактическая игра «Магический круг»
Воспитатель: - Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет вредить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (Совмещать края). Как можно назвать каждую из частей? (половина). А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? (четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!
- Давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из деталей Лего-конструктора. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Рефлексия.
Воспитатель: - Вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Кому помогали? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).
Воспитатель: - Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)
- Вот Мы и в детском саду.
Мы в королевстве побывали,
Очень многое узнали.
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!