Ольга Мазаева
Конспект занятия по формированию элементарных математических навыков в старшей группе «Количество и счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять представление о том, что результат счета зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
3. Закреплять умения определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
3. Оборудование (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических навыков в старшей группе „Количество и счет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Демонстрационный материал : Набор квадратов и прямоугольников разной величины и цвета, полоски – модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук).
Раздаточный материал : Наборы плоских геометрических фигур.
Методы и приемы: словесные, игровые приемы, практические
Ход занятия
1 Организационный момент
Ребята, сегодня у нас будет занятие по математике. На занятие у нас будут интересные вопросы, задания. Вы готовы?
2. Основная часть
1. Устный счет : 1) посчитать от 1 до 5, 2) посчитать в обратном порядке от 8 до 2, 3) посчитать по порядку квадраты на доске в первом ряду, затем во втором ряду (10 в первом ряду, 9 во втором ряду).
- Одинаковое ли количество в обоих рядах? (нет)
- В каком ряду меньше квадратов? (во втором)
- Что нужно сделать, чтобы в обоих рядах стало квадратов поровну? (добавить во второй ряд еще один квадрат, или убрать один квадрат в первом ряду).
4) назовите соседей числа 5 (4 и 6, 5) посчитать количество ударов в бубен с закрытыми глазами.
2. Игровое упражнение «Сравни фигуры»
- Ребята, помните, мы с вами однажды путешествовали на остров Формадор, в страну Формандия? Сегодня, когда я пришла в детский сад, ко мне в окно постучалась чудо - птица – Ворон мастер. В клюве у нее был вот этот конверт (показываю). В этом конверте было письмо, в котором сказано, что у жителей Формадонии случилась беда – они совершенно забыли названия геометрических фигур и не могут отличить четырехугольники от других фигур, и не могут разделить по величине круги. Поэтому своего Ворона мастера прислали к нам за помощью.
- Ребята, поможем Формадонцам?
- Итак, в конверте лежат геометрические фигкуры – квадрат и прямоугольник. Посмотрите внимательно на них. В чем их сходство? (4 угла, 4 стороны). Каким одним словом можно назвать их? (четырехугольники).
- Ребята, посмотрите, а все ли четыре стороны квадрата и четыре стороны прямоугольника одинаковые по размеру? (нет). (С помощью полоски – модели демонстрирую детям, что две противоположные стороны у прямоугольника разные). Вывод: у квадрата все стороны равны (одинаковые, а у прямоугольника две противоположные стороны одинаковые, а вторые противоположные стороны разные по длине).
3. Игровое упражнение «Найди четырехугольники».
- Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры. Нам с вами необходимо выбрать только четырехугольники и положить их в конверт для формадонцев, чтобы им напомнить, как выглядят четырехугольники.
(Дети выполняют за столами задание, а один ребенок у доски)
(Проверка задания и объяснение детьми их выбор). – Почему не взяли круги и треугольники?
Физминутка
Любопытная Варвара
Повернулась влево, вправо.
Посмотрела вверх, посмотрела вниз.
Чуть присела на карниз,
А потом упала вниз.
4. Игра с кругами
- Ребята, жители Формадонии утверждают в своем послании, что у них совсем не получается разделить по величине большие и маленькие круги. (Достаю из конверта 10 больших и 10 маленьких кругов, размещаю их на магнитной доске).
- Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски?
- Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены?
- Что можно сказать о количестве кругов? (одинаковое).
- Как это можно проверить? (С помощью счета и способами наложения и приложения).
(Дети закрывают глаза, располагаю часть больших кругов далеко друг от друга, а часть рядом. Дети определяют количество кругов (аналогичные вопросы).
Игровое упражнение «Не ошибись»
Дети встают в одну шеренгу перед воспитателем, выполняют задания: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево, определить, что находится впереди, сзади от воспитателя.
3. Подведение итогов занятия
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Во что играли? Что нового и интересного узнали? Что больше всего понравилось?
- А сейчас мы с вами проводим нашего гостя со всеми знаниями, которые он получил благодаря вам, обратно в Формандию. Я уверена, что Формандцы очень обрадуются нашей помощи и в следующий раз обязательно пришлют нам письмо с добрыми словами благодарности!