Оксана Викторовна Кузнецова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений «Глаголы совершенного и несовершенного вида»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Цель: учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.
Задачи: - учить детей употреблять глаголы совершенного вида и несовершенного вида;
- закрепить навык употребления простых предложений в самостоятельной речи;
- уточнять и активизировать словарь детей;
- формировать произвольное внимание;
Темочки:
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- воспитывать умение действовать дружно.
Оборудование: предметы, сюжетные картинки (из пособия Г. А. Каше, фишки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто повторит за мной пары слов - действий: играл - поиграл, летел - полетел, читал - прочитал, строил - построил, пел - спел, учился - научился, рисовал - нарисовал и другие глагольные пары, где глагол совершенного вида образуется с помощью приставки.
II. Основная часть.
1. Педагог предлагает выйти двум желающим, чтобы выполнить задание. Первому ребенку на ушко дается задание пить воду, второму — лепить шарик из пластилина. В то время как дети производят оговоренные действия, педагог спрашивает: Что делает Илья? Что делает Дима?
Когда действия завершены, следуют вопросы: Что сделал Илья? Что сделал Дима?»
Затем педагог сравнивает формы глаголов и соотносит их со значением:
«Пока действие не закончилось, мы говорили: лепит, пьет ( или: лепил, пил). Когда действие закончилось, сказали по-другому: слепил, выпил. Слова изменились. Вы слышите это? Лепит - лепил- слепил, пьет - пил - выпил».
При необходимости выполняется еще пара действий и аналогично сравниваются формы глаголов (рисует - рисовал - нарисовал, строит - строил - построил).
2. Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам.
Педагог выставляет на доску пары картинок, на первой из которых изображено действие в процессе, на второй — действие как результат (красит - выкрасил, шьет - сшила, готовит -приготовила, читает - прочитал и т. п.
Далее педагог предлагает детям составить предложения по каждой паре картинок отдельно и выделить (произнести утрированно) название действия.
3. Игра «Назови законченное действие».
Логопед говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.
Конь скакал, скакал по дороге и наконец. (прискакал). Путник шел, шел и наконец. (пришел). Мама мела, мела пол и наконец. (подмела).
Лена грела, грела руки и наконец. (согрела). Колобок катился, катился и наконец. (прикатился). Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец. (склеил). Гуси-лебеди летели, летели и наконец. (прилетели). (Плыл — приплыл, просил — выпросил, ехал — приехал, бежал — прибежал, резал — разрезал, шила — сшила, варила — сварила, читал — прочитал, ел — съел, будил — разбудил, учил — выучил, писал — написал и т. п.).
III. Физкультминутка.
Дети выполняют действия по заданию педагога: Кружимся - покружились, приседаем - присели, хлопаем - похлопали, топаем - потопали, прыгаем - попрыгали, наклоняемся - наклонились, поднимаем (руки) - подняли, опускаем (руки) - опустили и пр. Педагог задает вопросы: что делаем? что сделали?
IV. Закрепление материала.
Работа с индивидуальными картинками, на которых изображены действия, производимые детьми, взрослыми, животными. Составить предложение о том, что делает субъект, перевернуть картинку и составить предложение о том, что сделал субъект с их картинки.
V.Итог.
- Чем занимались? Оценка деятельности детей.