Наталья Пашинская
Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Пашинская Наталья Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1413»
Тема занятия: «Дикие животные. Словообразование».
Цель: формирование навыка образования притяжательных прилагательных
Публикация «Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Коррекционно-образовательные задачи:
• расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши;
• совершенствование грамматического строя речи (формирование категории винительного падежа единственного числа, совершенствование предложно-падежных конструкций, совершенствование навыка суффиксального образования существительных);
• совершенствование навыка диалогической речи;
• учить детей отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
Коррекционно-развивающие задачи:
• развитие слухового внимания, памяти, воображения, развитие подвижности и ловкости, мелкой и общей моторики;
Воспитательные задачи:
• формирование интереса, доброжелательности, ответственности, чуткого отношения к живой природе, инициативности.
Образовательные технологии и оборудование: мольберты, конверты с карточками (части тел диких животных) по количеству детей, изображения туловищ трех животных, мультимедийная установка, ПК, предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, конверт с письмом, Старичок-лесовичок, аудиозапись «Звуки леса», ИКТ.
Ход НОД
Организационный момент
- Здравствуйте дети! Старичок-лесовичок прислал письмо, и приглашает к себе в гости. А для того, чтобы доехать к старичку-лесовичку, вам нужно занять свои места в поезде, закрыть глаза и внимательно, внимательно слушать.
Включается аудиозапись «Звуки леса».
Основная часть
Упражнение «Звуки леса» (развитие слухового внимания, памяти, воображения, расширение и активизация словаря по теме)
Логопед: Скажите, что вы услышали?
- Андрюша, что ты услышал? (Я услышал птичье пение.)
- Рома, что ты услышал? (Я услышал шум листьев.)
И т. д.
Логопед: Где мы все это можем услышать?
Дети: В лесу.
Логопед: Кто догадался, где живет Старичок-лесовичок?
Дети: В лесу.
Логопед: Кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют диких животных).
Логопед: Как мы назовем всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Упражнение «Чей голос?» (образование притяжательных прилагательных от названий животных)
Включается аудиозапись с голосами животных.
Логопед: Что вы услышали? (Рев. Вой.)
Логопед: Скажите, кто так воет? (Волк). Кто так ревет? (Медведь).
- Чей вой вы услышали? (Волчий вой). Чей рев вы услышали? (Медвежий рев)
- Значит, что же вы услышали в лесу? (Волчий и медвежий рев.)
Упражнение «Чей след?» (с использованием мультимедийной установки) (образование притяжательных прилагательных от названий животных)
Логопед предлагает «погулять» детям по зимнему лесу. Как вы думаете, кто мог оставить эти следы? (Дикие животные)
- Этот след оставил заяц. Значит, чей это след? (Это заячий след) и т. д.
- Чьи следы нельзя увидеть зимой? (Медвежьи). Почему? (Потому что медведь зимой спит в берлоге).
Физкультурная минутка (координации речи с движениями, развитие подвижности и ловкости)
Медведь по лесу идет, ветки ломает, кусты гнет (дети идут вперевалочку)
Волк зимой холодной ходит злой, голодный (идут высоко поднимая колени)
На лесной полянке скачут быстро зайка (прыгают)
Рога раскинув широко, лось ходит по лесу легко (спокойная ходьба)
Пальчиковая гимнастика «Белка-шалунишка» (координация речи с движением, развитие мелкой моторики)
Скачет белка-шалунишка (Пальчики «бегают» по столу)
Рвет с сосновых веток шишки (Сжимают поочередно пальчики в пучок)
Лапками сжимает ловко (Поочередно сжимают пальцы в кулачок)
И несет в свою кладовку («Бегают» пальчиками по столу)
Игра «Собери семейку» (совершенствование навыка суффиксального образования существительных)
Логопед предлагает назвать картинки и собрать семейки животных
Медведь – медведица – медвежонок
Еж – ежиха- ежонок
Лось – лосиха – лосенок
Волк – волчица – волчонок
Лис – лисица – лисенок
Заяц – зайчиха – зайчонок
Игра «Собери животное» (образование притяжательных прилагательных, развитие внимания, мышление)
На столах у детей находятся конверты с карточками «части тела животных»
На мольберты прикрепляются картинки-туловища диких животных.
Необходимо назвать часть тела и прикрепить их рядом с туловищем (собрать разрезную картинку).
Логопед: Чье это туловище? (Это заячье (волчье, медвежье и т. д.) туловище).
Дети по одному достают из конвертов изображения с частями тел животных, называют и прикрепляют к мольберту.
Ребенок: У меня заячья голова. Я прикреплю ее к заячьему туловищу. И т. д.
Итог занятия
Логопед: День заканчивает. Пора возвращаться в детский сад.