Татьяна Шувалова
«Одежда». Логопедическое занятие по формированию и развитию лексико-грамматических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие
с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию и развитию лексико-грамматических представлений
на тему «ОДЕЖДА»
Учитель-логопед Шувалова Т. Ю.
Задачи:
- активизировать, уточнить, расширить словарь детей за счет использования в речи имен существительных, глаголов, прилагательных по теме занятия;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- учить образовывать и употреблять в речи: относительные прилагательные, возвратные глаголы;
- упражнять в составлении предложений с однородными дополнениями;
- развивать слуховую память.
Материалы и оборудование:
- предметные и сюжетные картинки;
- игрушки (кукла в зимней одежде);
- образцы тканей и кожи;
- предметы (катушка ниток, клубок, спицы).
Словарь:
Имя существительное: одежда, пальто, шуба, куртка, плащ, варежки, перчатки, колготки, рейтузы, рубашка, кофта, юбка, платье, брюки, шорты, манжеты, подол, воротник.
Глаголы: надевать, снимать, раздевать, шить, распарывать, штопать, вязать.
Ход занятия
Учитель-логопед предлагает прослушать детям стихотворение Е. Благининой «Голышок – малышок»
Голышку – малышку
Сшила понемножку,
Голышку – малышку
Новую одёжку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок…
Ай да щеголь малышок –
Голышок!
Вопросы к детям:
- Что шила девочка? (односложные ответы детей)
- Как можно назвать одним словом?
Вывод: всё, что мы носим, называется…. (одежда)
- Кто шьет одежду? (швея)
- Из чего шьет? (из ткани)
- Чем шьет одежду швея? (иголкой и ниткой)
Швея много трудится. Одежду надо беречь, ухаживать за ней. Как?
(стирать, чистить, гладить, штопать, зашивать)
Из шерстяной пряжи одежду вяжут (шарф, варежки, кофту, свитер)
Вяжут спицами.
Сравнить с детьми иглу, спицу, крючок, наперсток, булавку, определить назначение предметов.
Практическое употребление глаголов с разными приставками:
У детей предметные картинки : игла, спицы, катушки, ножницы, клубок, швейная машина, пуговица, шнурок.
Предложить детям закончить предложение :
- Возьму иголку. Платье Машеньке … (сошью).
- Пуговицу к рубашке … (пришью).
- Порвались штанишки. Отрежу ножницами заплатку. Заплатку к штанишкам … (пришью).
- Дырка на рукаве рубашки. Возьму катушку, оторву нитку, дырку на рукаве … (зашью).
- Есть клубок и спицы. Кукле варежки … (свяжу).
- Чтобы снять пальто, нужно пуговицы … (расстегнуть).
- Чтобы снять ботинок, нужно шнурок … (развязать).
Пальчиковая гимнастика «Аленка»
Аленка-маленка Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга
Шустра, быстра: 2 раза.
Воды наносила, Загибают пальчики по одному,
Сарафан дошила, начиная с большого.
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга
В охотку ей дело. 2 раза.
Уточнение словаря (антонимы)
- Ирке неохота штопать дырки. Ира аккуратная или неряха? (неряха)
У Натки штопка на пятке. (Натка аккуратная)
- Наша Наташа шьёт, вяжет. Рукодельница или бездельница? (рукодельница)
А ваша Наташа не любит трудиться (бездельница)
Д/игра «Чудесная коробочка»
Образование относительных прилагательных.
(В коробочке различные виды материалов для изготовления одежды, одежда для куклы : шерстяная шапка, пуховый платок, хлопчатобумажные носки, шелковая блузка, трикотажные брюки, кожаная куртка)
Д/игра «Одежда для мальчика и девочки»
Составление предложений с однородными членами.
(Изображения мальчика и девочки, предметные картинки с различными видами одежды)
Итог: вспомнить с детьми, о чем говорили, в какие игры играли, что понравилось.